Я написала «по пунктам». Получилось намного больше, чем сама рассчитывала. Тема обширная, со многими «ответвлениями»…
Начну со
свободы воли у ангелов. Указание на то, что ангелы обладают свободой воли и после падения Денницы, есть и у св. отцов, и у современных богословов. «Ангел есть существо разумное, свободное, бестелесное, служащее Богу» (преп. Иоанн Дамаскин). «Ангелы — существа, наделенные разумом, свободной волей и чувствами» (
http://www.angelologia.ru/bogoslovie/10dogmat.htm). «По своей природе ангелы суть деятельные духи, имеющие разум, волю, знание» (
http://www.angelologia.ru/bogoslovie/3dogmat.htm).
Это мнение основано на Библии, которая наделяет ангелов, по словам митр. Макария, «существенными свойствами духа»: умом и волей. Так, Писание упоминает об их желании проникнуть в тайну нашего искупления (1 Петр. 1:12), говорит, что они радуются о спасении грешников (Лук. 15:10), и вообще изображает ангелов «живущими и действующими так, как могут действовать только существа разумно-свободные (Гал. 1: 8; 1 Тим. 5: 21). Так же точно учили об ангелах и древние учители Церкви» (
http://www.angelologia.ru/bogoslovie/163_angel.htm). В житийной литературе встречаем рассказы об Ангелах-хранителях, скорбящих о грехах вверенных им христиан или, наоборот, радующихся добродетельным людям. Ангелы не изображаются «безвольными», «роботами».
«И Ангелы, сии бестелесные существа, не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе, и разум к разуму… Ангелы никогда не перестанут преуспевать в любви», - говорит преп. Иоанн Лествичник. Следовательно, ангелы имеют желание такого преуспевания и все большего познания Бога. «Престолы, серафимы и херувимы поучаются непосредственно от Бога, как высшие из всех и ближайшие к Богу; потом они поучают и прочие чины, и таким образом по порядку высшие учат низших» (свт. Афанасий Великий). «Когда небесные духи желают узнать что либо о Сыне, то обращаются с вопросами своими к высшим ангелам, а эти научаются по мановению от Духа» (преп. Ефрем Сирин).
Как существа, имеющие ум и волю, характеризуются в Библии и злые духи. Апостол Павел предостерегает христиан: «чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2: 11). В другом месте апостол выражает желание, чтобы изменившие истине Христовой «освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2: 26; срав. Иоан. 8, 44; Иак. 2: 19; 3: 15) (см.
http://www.angelologia.ru/bogoslovie/163_angel.htm).
Наверное, нужно было бы отличать в данном случае свободу воли от свободы выбора. Однажды сделанный ангелами выбор - быть с Богом или против Него - уже сделан. Воля одних ангелов утвердилась в добре, других – во зле. Для добрых ангелов невозможен грех, для злых - покаяние. В отличие от человека Ангелы не стоят перед необходимостью постоянно выбирать между добром и злом. Это не означает лишение ангелов дара свободы. Подчинив некогда свою волю воле Божией, благие ангелы непрестанно совершенствуются в добре, они «никогда не перестанут преуспевать в любви». А любовь к Богу может быть только у существа свободного. Так и святые, подчиняя свою волю воле Божией, не теряют свободы.
«Воля ангелов, навеки определившихся в ненависти к Богу, первая породила зло, которое есть влечение воли к небытию, отрицание бытия, творения Божьего, и в особенности - неистовая ненависть к благодати, которой мятежная воля ожесточенно противится. Став духами тьмы, падшие ангелы все же остаются существами, сотворенными Богом, и в своем самоопределении, противящемся воле Божией, они одержимы отчаянным стремлением к небытию, которого никогда не достигнут. Их вечному ниспадению в небытийность никогда не будет конца. Преподобный Серафим Саровский говорил о демонах: "Они гнусны, их сознательное противление благодати обратило их в ангелов тьмы, в невообразимые чудовища. Но, будучи по природе ангелами, они обладают необъятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы Божественная благодать не делала бы бессильной их ненависть против Божия творения; но они пытаются погубить тварь изнутри, склоняя человеческую свободу ко злу". Ссылаясь на одно аскетическое произведение, приписываемое святому Антонию, преподобный Серафим различает три воли, действующие в человеке: первая - воля Божия, воля совершенная и спасительная; вторая - воля человеческая, которая, не будучи обязательно вредоносной, не является также спасительной сама по себе; наконец - воля бесовская, ищущая нашей погибели» (
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/mistika/losskiy_ocherk_misticheskogo_bogoslovia6-all.shtml).
Личность ангеловИз того, что «ангел есть существо разумное, свободное, бестелесное, служащее Богу» (преп. Иоанн Дамаскин), наделенное «существенными свойствами духа» (умом и волей), сознательно любящее Бога либо отвергающее Его, следует, что ангел - «существо личное и действительное» (см.
http://www.angelologia.ru/bogoslovie/163_angel.htm).
В Библии ангелы действуют не только как множество, но и «поодиночке», имеют имена (Гавриил, Михаил). Они говорят о себе: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк. 1: 19), «Я пал к ногам его (Ангела), чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим… Богу поклонись» (Откр. 19: 10). Ангел, явившийся пророку Даниилу, говорит и о других духах как об отличных от него самого: «С первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне» (Дан. 10: 12-13).
Если отрицать личное бытие ангелов, то невозможно будет объяснить целый ряд православных богослужебных традиций. В богослужении есть не только службы всем небесным силам, но и отдельно архангелам Михаилу, Гавриилу, акафисты им (с упоминанием деяний и чудес именно того архангела, которого мы прославляем), молитвы, в которых мы обращаемся к ангелам так же, как и к святым - как к личностным существам. Существует два праздника (Собора) именно в честь архангела Гавриила, праздник чуда архангела Михаила в Хонех. Существуют чтимые иконы архангела Михаила, храмы в его честь.
Поэтому нельзя сказать, что в Писании и Предании добрые или злые ангелы есть некий сонм безличных существ, неотличимых друг от друга.
В 19 веке люди чаще всего сомневались относительно бытия злых духов, и поэтому митр. Макарий тогда подробно рассмотрел вопрос о личном и реальном их бытии:
«Тоже Слово Божие, которое говорит о духах добрых, говорит и о злых духах (Лук. 7:21), называя их еще нечистыми духами (Матф. 10:1), духами злобы (Еф. 6:12), бесами или демонами (Лук. 8:30,33,35). В частности оно различает между ними одного главного, которого именует всего чаще диаволом (1 Петр. 5:8), искусителем (Матф. 4:3), сатаной (Откр. 20:2,7), иногда веельзевулом (Лук. 11:15), велиаром (2 Кор. 6:15), князем мира сего (Иоан. 12:31), князем, господствующем в воздухе (Еф. 2:2), князем бесовским (Матф. 9:34) и т.п.; а прочих злых духов, по отношению к нему, называет ангелами диавола (Матф. 25:41), ангелами сатаны (Откр. 12:7, 9).
То, что этот диавол и ангелы его принимаются в Священном Писании, как существа личные и действительные, а не как существа воображаемые, видно —
1) Из книг ветхозаветных. Здесь повествуется, что не раз, когда являлись перед лице Божие ангелы Божии, являлся вместе с ними и диавол, и потом подробно описываются те многоразличные бедствия, какими искушал диавол праведного Иова, по допущению Вседержителя (Иов. 1:6; 2:2 и след.). Повествуется также, что возмущал злой дух Саула, когда от него отступил Дух Господень (1 Цар. 16:14), что восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян (1 Парал. 21:1). В пророчественном видении Захарии изображается первосвященник Иисус стоящим перед лицом ангела Господня. а одесную Иисуса — диавол, как его обвинитель (Захар. 3:1). Наконец, Премудрый свидетельствует: завистью диавола вошла в мир смерть (Прем. 2:24). Во всех этих случаях, особенно же в первом и в двух последних, не представлять диавола существом личным и действительным значило бы совершенно извращать смысл речи.
2) Еще более — из книг новозаветных. Для доказательства довольно указать на некоторые примеры:
а) Спаситель, объясняя притчу о семени и плевелах, говорит: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы (Матф. 13:37-39). Здесь диавол представляется так же существом действительным и личным, как Сын человеческий, как ангелы, как сыны царствия и сыны неприязненные.
б) Когда фарисеи обвиняли Спасителя, будто он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского (Матф. 12:24): то Спаситель не только не сказал, что веельзевул и его бесы не суть существа действительные, чем всего лучше была бы опровергнута нелепая мысль фарисеев, — напротив, отвечал такими словами, которыми ясно засвидетельствовал подлинность бытия сатаны и его царства. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его (26-29).
в) Когда Апостолы спросили однажды Спасителя наедине, отчего они не могли изгнать духа нечистого из человека, Господь также не только не сказал им, что это вовсе не был дух нечистый, и что вообще нечистые духи не существуют на самом деле, напротив, преподал правило, как изгонять злых духов: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Марк. 9:29).
г) В том страшном приговоре, который произнесет праведный Судия на грешников: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матф. 25:41), диавол и его ангелы ясно отличаются от злых людей и представляются действительными существами, которым определено вечное наказание.
д) Апостол Иаков говорит: и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2:19). Значит они суть существа разумные, мыслящие.
е) Апостол Иоанн свидетельствует, кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1 Иоан. 3:8). Можно ли согласиться, чтобы здесь под именем диавола имелось ввиду существо не действительное, а только воображаемое?
ж) Апостол Павел пишет: чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2:11), и, следовательно, изображает диавола существом мыслящим; а в другом месте выражает желание, чтобы освободились противящиеся истине от сети диавола, который уловил их в свою волю (2 Тим. 2:26), и таким образом учит, что диавол есть существо личное, имеющее собственную волю» (
http://www.angelologia.ru/bogoslovie/163_angel.htm).
Еще один аргумент в пользу того, что ангел - свободная личность, можно видеть в том, что как говорили некоторые св. отцы, ангелы сотворены по образу Божию. Эта мысль «вытекает из всего библейского учения о том, что ангелы, по естеству своему, суть духи, подобно тому, как Бог, Творец их, есть Дух высочайший; что они одарены умом и свободой, подобно тому, как Творец их обладает совершеннейшим умом и высочайшей свободой, и что следовательно, они отражают в своей природе образ своего Создателя» (
http://www.angelologia.ru/bogoslovie/163_angel.htm).