У нас уже так долго во всех темах муссируется тема Профессора…. Причем есть те, кто знает, о чем идет речь, и те, кто отмахивается от этого явления, как от обычной книги. Я решила создать эту тему, чтобы в ней сконцентрировать «обмен мнениями». Потому что творчество Толкина очень многогранно и будет вызывать множество споров…. Но есть вещи, которые надо знать, вне зависимости от отношения к ним.
Как обычно (да простит меня КК и прочие участники форума
), я начну с большого поста. Для того, чтобы объяснить свою точку зрения. Не претендуя на полноту и на повышенную любовь к творчеству Профессора….
Но достойно, по крайней мере уважения, то, как он создал целый мир.
Мир, не наш – другой во времени и пространстве, но в нем тоже было падение первого из приближенных к Творцу.
Мир, где еще не нужен завет между человеком и Богом (не нужны специальные молитвы), потому что ходят среди людей не скрываясь те, кто рядом с Творцом стояли от начала времен.
Не стоит чересчур серьезно относиться к эльфам, гномам и хобитам, противопоставляя эту «языческую нечисть» настоящим людям. Это ловушка, призванная отвлечь внимание и подчеркнуть последствия выбора, сделанного по-разному. Эльфы – выбрали познание мира и творчество. Гномы – труд и обогащение. Хобиты – лежание в норе, вкусную еду и заботу о себе любимых. Люди мира Средиземья – деятельное участие во всех аспектах жизни, включая зависть ко всем другим народностям и постоянное засовывание конечностей туда, куда совать не следует.
И только ангелы (Валары и Майары, оставшиеся на стороне Творца), осторожно участвуя во всех событиях, стараются каждой из «рас» дать то, чего им не хватает. Хобитов – подтолкнуть к активному участию в жизни мира. Эльфов – оторвать от красоты, созданной ими и научить бороться за будущее вместо того чтобы стенать о потерянном рае и высокомерно смотреть на гнусных предателей - людей. Гномам дать понять, что красота рудников и цветных каменьев не все что надо, для счастья. Людей научить жить по полной программе, а не только бороться с себе подобными за власть и богатство.
Кстати Гендальф, как раз один из ангелов (майар), который ходит по миру в человеческом обличие и прикидывается обыкновенным типа магом-волшебником.
Как бы то ни было. Люди современного мира все чаще выбирают дорогу хобитов. Вкусная еда. Уютная нора. Куча (не) любимых родственников. И в лучшем случае книга где-то в отдаленном будущем маячит, которую нужно закончить словами «и они жили долго и счастливо». Но только тем, кто, пройдя страшными дорогами войны и потерь, не очерствел душой, а продолжает ощущать зов Творца, приведут Валары, в назначенный час на эльфийские корабли, плывущие в Валинор.
Сказка ли это?
Да – сказка.
Нужная?
Да – она очень нужна для того, чтобы заглянуть в свое сердце и узнать зачем живешь.
Есть ли в ней человеческие ляпы?
Да – полно. Взять хотя бы «узаканивание» расы орков, с которыми даже говорить не надо – только уничтожать. Потому что они испорчены и вредны по определению. И это даже не бесы (падшие ангелы), а именно люди, потерявшие человеческий облик. Понятно собственно, что орки писались с натуры и «красную угрозу» с востока в западной Европе не ощущал только ленивый и тупой. Но вывод из всего этого прост до безумия – нам всем (как потомкам орков, как их видел Толкинен) есть только один путь в орочью нору и служить Морготу…. Потому что Профессор другого выбора не дал….
А если серьезно, то тут дело даже не в сюжете про взаимопомощь и недостижимые сверхвозможности, которые оборачиваются потерей души. Суть многогранна как весь наш мир:
Что зло можно победить только преодолев себя и свои слабости и немощи.
Что счастье не в том, чтобы жить долго и сытно, а в честном прохождении пути, на который призван.
Что самое важное служение и самые страшные испытания скрыты от глаз рукоплещущей и освистывающей толпы зевак.
Что наша судьба и судьбы мира лежат в одной корзине, и выбирая «стояние в сторонке» мы фактически выбираем смерть вместо жизни…
Да и много еще чего. Ведь основная ценность книг Профессора не в сюжетах и не в филигранно подобранных словах, которые мы, к сожалению, даже оценить не можем по причине чтения в переводе. А в идеях, которые он вплел в свой рассказ. Идеях, подчеркнуто вторичных и заимствованных в Евангелии, но от этого не теряющих своей ценности.
Хм…. Как всегда мало у меня не получается….
Дорогие форумчане, а вы за что любите или не любите творчество Профессора? Что вы увидели в его книгах и что не заметили? Почему считаете эти книги (не) обыкновенной беллетристикой?