В своем тексте ты сразу сделал ошибку, посчитав Универсум системой знаков, сверх которых нам, якобы ничего не доступно.
А разве тебе что-то еще доступно, кроме знаков? Вот ты пишешь физикал и тут же познаешь его с помощью ИС. Как может физикал быть доступен ИС, если это не знак?
Элементарно. Термометром меряется температура пациента. В диспетчерскую систему по управлению морским портом поступают сообщения о подходе определенного судна с определенным грузом. С борта космического аппарата идет телеметрия об его ориентации, токе заряда с панелей, о времени включения корректировочного двигателя, выполнении и контроле выполнения рабочих операций. Это что - работа со знаками?
Ты никак не воспримешь основной тезис систем моделирования-управления: с одной стороны реальные (физические) объекты, реальные операции по изменению их состояний, реальные измерения, выполняемые на объектах физическими приборами, а с другой - (компьютерная) управляющая система, в которую заложены знания об объекте, о его среде, о важных параметрах состояния того и другого, а также процедуры управления, которые следует принимать в тех или иных модельных ситуциях. В задачу систем поддержки входит, в частности, обеспечение адекватности модели объекту - как с самого начала проектирования, так и в процессе функционирования.
Физикал рассматриваемого универсума содержит материю, в которой исследователь усматривает те или иные сущности и определяет те - важные для его целей - параметры, которые и используются в строящейся им семиотической модели.
Подробней пожалуйста. Какие это сущности ты выделяешь в беззнаковом физикале (и см. дальше)?
Это зависит от целей управления и от характеристических атрибутов, которые будут названы экспертами в процессе формирования модели. Именно точка зрения эксперта определяет то, что в процессе будущего управления должно контролироваться и корректироваться. Например, в ЭС медицинской диагностики эксперты сообщают, при подозрении на такой-то диагноз следует провести такие-то анализы, и их результаты либо подтвердят, либо отвергнут это предположение. Вследствие этого, при создании в семиотической модели понятия "пациент" будут учтены эти соображения.
Еще одно замечание. Модель (ее структура) строится инженерами по знанию на основании целей, задаваемых начальством (ТЗ) и знаний, извлекаемых из ПО. Источник знаний: всевозможная (техническая) документация и опыт специалистов (называемых экспертами), хорошо знающих изучаемую ПО, методы оценок ее состояния и методы управления ею для достижения задаваемых целей. Все, что при этом удается извлечь, и определяет наполнение БЗ, в которую и погружается данная модель.
Все это знаковая система. Откуда берется беззнаковый физикал.
И имей ввиду, что потом я задам вопрос а откуда взялся знаковый ментал познающего субъекта, когда никаких менталов и культуралов (знаковых систем) в природе не существовало.
Беззнаковый физикал материалистами воспринимается как данное, базовая сущность, на основе которой в процессе эволюции и возникла жизнь, а потом сознание. Точка зрения идеалиста-религозника, уверовавшего в приоритет идеи, cнова постоянно сбивает тебя с панталыку, с утверждений, понятных материалисту изначально. Так, тебе кажется диким мое представление о том, что добраться до "объективности" наше сознание не может... ну... стремиться к этому асимптотически, постоянно ошибаясь и уточняя. Я тщетно пытаюсь довести до твоего сведения, что человек смотрит на Мир через призму своих понятий, концепций, сложившихся эволюционно на данный момент и впрямую определяемых целями наблюдения. Эта система понятий, конечно же, не замерла в каком-то состояни. Время от времени приходится и ее пересматривать. Тогда происходят мини- или макси-революции в соответствующей области знаний. Пример - появление КМ.
Как возникало сознание, чем оно помогало гоминидам - я подробно отвечал нашей любимой Бармацуце в той большой теме. В частности, на примере организации условного рефлекса собачками Павлова, на примере защиты от дождя... Коротко - у кого соображалка работала лучше - имел больше шансов выжить. А начиналось все с простых рефлексов.
Допущение о существовании в знаковой системе универсума какого-то физикала, каких-то чисто материальных объектов в семиотической модели универсума ведь еще более необосновано чем введение в метафизику эвристически бесполезных перпендикулярных всему сущностей - абсолютно черных ящиков.
Это замечание полностью беспочвенно. Физикал находится на своем месте. Он представлен в модели важными для целей ее использования атрибутами.
Какими? Только пожалуйста без общих слов, а как с командировкой. Какие атрибуты имманентные именно физикалу позволяют отличить физикал от ментала. В прошлый раз ты мне на этот вопрос не ответил.
Боюсь, я и теперь на него тебе не отвечу... Не пойму пафоса. На мой взгляд, ты ломишься в открытую дверь. Выше я упомянул ситуацию при проектировании медицинской диагностической ЭС. Если эксперт утверждает, что для постановки конкретного диагноза типична температура у пациента в пределах 38-39
0, при наличии сахара в моче больше ... и РОЭ крови больше таких-то величин - именно эти параметры и будут инженерами по знаниям вклчючены в модель. Ну и, естественно, другие - которые могут быть полезны при диагностировании других хворей. А, скажем, цвет глаз пациента и его рост никто из экспертов не посчитает информативными признаками - их и не станут включать в модель. Это просто, как два байта переслать... Поэтому, я подозреваю, что ты что-то другое хотел спросить, либо над тобой довлеет действительно некая придуманная метафизика, в которую ты уверовал до глубины души. А она-то тебя, на самом деле, никуда не ведет, кроме как психологический допинг... ну... помнишь... мы толковали о бессмертии души. И у тебя этот вопрос возникал... А вот уверовал - и все... Не то, что вопрос разрешился, а ты его просто убрал из поля зрения, и все тут...
Далее ты начинаешь подходить к универсуму (ко всему сущему, обрати внимание) как к тому самому вагону с одним только базовым знаком командировка синтаксис которого у тебя задан. И у тебя получается, совершенно закономерно, полупустой вагон, потому что других знаков ты просто не видишь, их нет в твоем синтаксисе. И дальше ты начинаешь пытаться убедить остальных в том, что вагон пустой, раз в нет командировочных.
Эту ситуацию я как раз выше разобрал. Если для целей управления
Ты уверен, что целью познания для всех служит исключительно управление? Мне например просто любопытно, как устроен мир.
Ты знаешь...
управление - это очень широкий по объему термин. Имеется в виду целенаправленное функционирование в сложных ситуациях. Тут есть место многим фаторам - и физическим, и организационным, психологическим, этическим, эстетическим... Здесь понятно, как учитывать принятые социумом принципы, сейчас упорно толкуют про экологию, сохраниение природы.
Вопрос "как устроен мир" - очень интересный, но, боюсь принципиально неразрешимый вне определенных целей и парадигм. Ты посмотри на тематику исследований по фундаментальным дисциплинам. Они все посвящены отдельным проблемам в рамках разных наук: физика, химия, социология, зоология... В противном случае есть опасность за деревьями не разглядеть леса. Я уже где-то приводил этот пример. Возьмем лес. Он может быть объектом изучения с разных точек зрения и на разных уровнях. Точка зрения охраны природы - это какие породы деревьев, обеспеченность водой, какие вредители, режимы вырубки и насаждений... Этим целям соответствует свой подход к изучению, обобщению опыта, моделированию процессов. А вот, скажем, специалист, изучающий жизнь муравьев в лесу. У него совсем другой круг интересов, проблем и вопросов: что из себя представляет муравьиная колония, какие функции выполняют отдельные особи, какого типа и в каких местах сооружаются муравейники...
Говорят, в 30-х годах в школах практиковался комплексный метод обучения. Приходит учитель на урок и объявляет: - Сегодня мы изучаем утку. Пишется это слово так-то, по-немецки это будет... так, утки селятся в таких-то угодьях, питаются тем-то... Скелет утки представлен на этом плакате... В итоге ученики обретали самое поверхностное знание о предмете. Возможно, это имеет дидактический смысл, но следом должны идти углубленные исследования в тех или иных целевых направлениях. Человечество уже прошло период общих вопросов. Дальнейшее продвижение возможно только вглубь. Либо ты призываешь к перестройке тех или иных парадигм - тогда опять-таки вопрос должен ставиться более конкретно, чем просто - "изучаю, как устроен мир". В подобном ключе работает все естествознание.
Шарман... Значит ты не следователь, а экскурсовод... Я пришел на экскурсию с рядом вопросов. В частности, -
- Что, кроме психопрактик, содержит религия?
- Насколько обосновано введение понятие Бога?
- Реальны ли те чудеса, о которых говорится в Библии, как в этом убедиться?
- Чем вызван уход в религию естественнонаучников, обладавших в своей области достаточно высокой квалификацией? Что они получили при такой смене колеи?
Я уже отвечал.
1. Для тебя ничего. Тебя же цигане и бортпроводник не интересуют, поэтому ты не включил их в синтаксис модели вагона.
Ты опять не понял принципа моделирования - от целей и от экспертов. Цель, в частности, могла формулироваться и как исследование: кто пользуется услугами ж-д транспорта? Вот тогда бы и исследовались слои населения. А просто ставить задачу... Надо бы чего-то такое изучить... чем-то как-то поуправлять - не ведет ни к чему. В отношении психопрактик в религии - для меня вопрос ясен. Этим пользуются все эзотерические традиции. Ты с таинственной усмешкой превосходства на зубах тонко намекаешь на что-то еще... сверх этого. Но из обсуждений здесь на форуме, у меня складывается впечатление, что речь все равно не выходит за рамки гуманитарно-психолого-социальных вопросов. По большому счету, оно все равно упаковывается в тот же мешок психопрактик, суггестий, плацебо... вытаскиванию себя из болоота за волосы.
Хочу быть правильно понятым. Я не против подобных практик. Я - за правильную их классификацию. Все хорошо на своем месте. И христианская мораль тоже весьма гуманна, в общем и целом... если не лезть в детали и не разбирать сложные вопросы - как нападение врагов (диалог с Наташей), либо та же байка Бормора "Я уже умер?". Вы с Бармацуцей ответили по ее поводу удивительно согласованно: просто отринули поднятые там вопросы, не пожелав углубиться в анализ. Правильно! Ваша позиция и не дает вам средств углубиться и прийти к достойному ответу. Лучше походя охаить и сделать вид, что вопроса нет...
Либо спрятаться за общие фразы, почерпнутые из канонических текстов. Типа абстрактных понятий Добра, Зла... На уровне наивного упрощенчества действительно трудно решать сложные проблемы.
2. Для тебя нисколько не обосновано.
Толя, дорогой... Но ведь ты должен понимать, что подобный твой ответ равносилен разговору между дамами: кому какой цвет больше к лицу... какой моде каждая собирается последовать. По сути, это сводит мотивировку на уровень тех же психопрактик... желания слабых личностей иметь хотя бы виртуального защитника... надежды обрести с уходом из этого Мира какие-то блага - хотя бы для души... как бы призрачно это ни выглядело. Ну что ж... Признаться, я и не ожидал чего-то большего. Выходит об этом предмете я составил достаточно адекватное представление. Во всяком случае, никаких намеков на целесообразность его изменения не видно.
3. Так же реальны, как и те чудеса, которые ты описываешь в своей модели. Насчет "убедиться" тебя ждет облом. Для того что бы убедиться в чудесах нужна другая модель.
Ошибаешься. В моей модели абсолютно никаких чудес. Я же заметил ранее: что туда положишь, то и возьмешь. Под "чудесами" я понимаю демонстрацию или, хотя бы, на первый момент, теоретическое обоснование явлений, необъяснимых с позиций классических материалистических подходов. Я же именно поэтому и полез в эзотерику. Авансы-то звучали очень громко... В Библии есть описания "чудес", якобы демонстрировавшихся Иисусом. Выходит, не такой уж это пустой вопрос, если Он понимал, что без этого и о нем будут говорить лишь как об очередном гуру... Тем не менее, есть обоснованные предположения, что эти чудеса базировались на технике суггестии, в которой Иисус бесспорно был неплохим специалистом.
Опять те же психопрактики. "Чудеса" могли бы выдернуть религию из рутинного мира многих видов психопрактик... Но их нет. Поэтому центр тяжести в процессах познания Мира опять-таки возвращается на физическую колею... КМ... либо ее уточнения... теории эфира... торсионщина... Их много сейчас разных моделей. Причем речь-то как раз и идет в том самом ключе "познания Мира", который и ты обозначил...
Но при этом получается грустная ситуация. Когда-то наука выросла в религиозной среде - когда человечество только продирало свои глазки, знаний было немного, а направляющими были представления анимации Природы, многобожие, язычество... потом разные религии... Но сидели ученые монахи и ставили свои вопросы естеству. Алхимия, астрология... потом потребовался более надежный фундамент и возникли науки как самостоятельные дисциплины.
Я позволю себе переиначить байку, однажды услышанную мной на конференции от одного из первых в Союзе программистов Эдуарда Зиновьевича Любимского (ИПМ АН СССР)... У него она касалась соотношения ИИ и системного программирования... Я же ее перелицую для нашего случая.
На заре человечества возникла необходимость как-то управлять социумом, отношением каждого к Природе, к "начальству"
и к другим индивидуумам... Отцы-основатели Церкви обозрели беспорядочную ситуацию с язычеством, многобожием, культами... вышли в поле и приняли решение: будем строить железную дорогу. Проложили первые рельсы, соорудили ручную дрезину, взобрались на нее и покатили вперед, постепенно наращивая путь... Долго ли коротко они ехали... Много успели обозреть и выстроили много концепций, построили разные религии, зародили начала наук.
Граждане, которых привлек естественнонаучный подход, спешились с дрезины и занялись обсустройством своих подходов к познанию Мира. Соорудили первый примитивный паровоз. Этот паровоз сперва долго пыхтел на месте, но общими усилиями его удалось стронуть и он двинулся в путь вслед за уехавшей вперед дрезиной. По пути его совершенствовали, к нему присоединялись новые группы исследователей, которые разрабатывали и дорабатывали свои научные аспекты...
И вот уже скорость паровоза возрасла настолько, что впереди показалась наша дрезина, которая попрежнему двигалась силой примкнувших к ней энтузиастов. Что делать пассажирам дрезины? Ведь сдержать уже набравший скорость паровоз не получится!... У них только один выход: снять дрезину с пути и пропустить вперед паровоз. А дальше... как Господь на душу положит... Можно ее снова водрузить на рельсы и потихоньку двигаться вслед за паровозом, подбирая, по возмоности полезные исследования и факты, которые получены науками паровоза... Можно начать строить какую-то боковую ветку - в сторону от первоначального пути... Но тут сразу же встает вопрос: а на какой основе... что там может быть принципиально нового? Собственно, мой вопрос о "чудесах" был контрольным... Если бы они были реально, за пределами психики адептов - одно дело. Но их нет. Так что с этим - облом...
4. Это не уход, а приход. Получили основу-базу-фундамент для своих естественно-научных убеждений.
Больше о религии говорить не буду, это не та модель. Религия нужна не для целей управления.
Толя... Ну ты круто высказался. Конечно, я тоже ни вижу предмета дальнейшего разговора о религии. И не стану тебя, естественно, побуждать выдавливать из себя что-то, чего нет. Но в твоем тезисе все равно содержатся непонятные мне моменты.
Во-первых, непонятно, каким образом религия может послужить базой для ЕН убеждений. Эти вещи несовместимы так же, как и материализм с идеализмом. Не может быть какого-то промеждуточного мировоззрения, как нельзя быть немножко беременной... А насчет религия - не для целей управления... - тоже непонятный тезис. Если поведение верующего в миру отличается от поведения атеиста - это и есть реальное управление. Если не отличается - значит, она необходимо исключительно для целей психопрактик.
Например, вера в загробную жизнь успокаивает человека, снимает страх смерти, нормализует психику. И не важно уже - есть она, эта загробная жизнь, или нет... Важно, что человеку здесь и сейчас легче и проще. Тут ничего не возразишь. Наверное, есть натуры, нуждающиеся в подобный сладеньких пильюльках. И, конечно же, это не относится к гражданам, уверенно стоящим на материалистико-атеистических позициях - они строят свою картину Мира на основании надежных научных результатов, и у них просто нет этого страха, поскольку смена поколений - реальный феномен. Бессмысленно печалиться о том, что вода мокрая, а камень твердый...