Вот очень важная параллель, две главнейшие заповеди:
от Матфея глава 22:
34 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему:
возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Христос здесь упоминает 2 важнейшие заповеди в законе (Торе),
уже известные иудеям.
Первая заповедь упоминается Моисеем во Второзаконии. Он еще раз повторяет и разъясняет евреям заповеди Божии, по пути из Хорива за Иордан:
4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
5
и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. 6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
Вторая дана тоже Моисею и описана в книге Левит, где даны различные указания относительно всех сторон жизни (законы жертвоприношений, уставы священников, правила о еде и браке, законы праздников и тд):
18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но
люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.
(Левит, 19:18)
Интересно, что указано сначала - сынов народа твоего, а Иисус уже говорит просто - ближнего твоего, без указания на принадлежность нации.
Также в начале этой главы сказано:
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им:
святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. Прямой призыв к святости.
Правда, святость тогда воспринималась немного иначе. Слово "кадош"=святой означает отделенный для Бога, иноприродный этому миру, обособленный. То есть, не такой как окружающее его. В ВЗ такое понимание понятно - ведь народ Израиля должен был быть "другим", не таким как окружающие его язычники.