Параллели Ветхого и Нового Заветов

Автор Тема: Параллели Ветхого и Нового Заветов  (Прочитано 2492 раз)

Оффлайн Танюшка

  • Бармацуца
  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 30134
  • Израиль
Решила открыть эту тему, потому как немногие знают, что некоторые образы Нового Завета взяты из Ветхого. Хочется просто дополнить и расширить знания о Писании. Я знаю, что в Евангелии практически на каждый стих есть ссылка на параллельное место в ВЗ, но положа руку на сердце - кто из нас по этим ссылкам смотрит? ;)
Поэтому здесь буду добавлять по крупицам, что найду или просто интересные факты. Все остальные тоже приглашаются.  :wellcome:

Флудильщиков буду резать беспощадно! :bs: потому как из оных первая есмь аз. :ae:
Тема серьезная, и хочется ее такой сохранить. :by:
« Последнее редактирование: 02.12.2010, 19:49:07 от Танюшка »
Если ты встретишь на дороге православного, ударь его по лицу.
Если это настоящий православный, ты ему по лицу не попадешь.
Если это ученик православных, он будет благодарен тебе за урок.
Если это проходимец в одежде православного, то так ему и надо

Оффлайн Танюшка

  • Бармацуца
  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 30134
  • Израиль
Начать тему хочу вот этими важными словами:

- Что мы должны понимать, коль скоро мы открыли Ветхий Завет?

— Прежде всего — то, что это литература, отстоящая от нас на два, на три тысячелетия. И поэтому она значительно отличается от той литературы, к которой мы привыкли. Наше читательское восприятие, сформированное за школьной скамьей чтением современных произведений, учебников, газет и т. п., не годится при чтении Священного Писания, древняя литература строится по совершенно другим законам. Мы привыкли получать информацию в эксплицитном виде, пассивно считывать то, что изложено. В Священном Писании все иначе. Слово Божие подается сокровенным образом. Священное Писание не сообщает нам все до последней точки, оно совсем иначе выстраивает свое общение с читателем. Оно вовлекает нас в диалог, оно подводит нас к вопросам и требует, чтобы мы искали ответа. Ответ часто тоже содержится в Священном Писании. Читатель — не пассивный считыватель, он должен постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы: вопросы, обусловленные Писанием, и ответы, подсказанные тем же Писанием. Это характерно и для Ветхого, и для Нового Завета: кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 13, 9).
http://www.pravoslavie.ru/smi/43236.htm

Мне кажется, это очень важно при чтении ВЗ. Понимать, что эти книги не стоит воспринимать в буквальном современном понимании, а в том историческом и культурном контексте, в котором они были написаны.
Если ты встретишь на дороге православного, ударь его по лицу.
Если это настоящий православный, ты ему по лицу не попадешь.
Если это ученик православных, он будет благодарен тебе за урок.
Если это проходимец в одежде православного, то так ему и надо

Оффлайн Танюшка

  • Бармацуца
  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 30134
  • Израиль
От Матфея, глава 22:

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;
25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;
27 после же всех умерла и жена;
28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.
29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
33 И, слыша, народ дивился учению Его.

Это сказано было Моисею, когда он пас овец своего тестя Иофора, священника Мадиамского, на горе Хорив (или гора Синай, гора Моисеева). Там он увидел терновый несгораемый куст и услышал голос оттуда, призывающий его:

5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
6 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.
(Исход, 3:6)

Именно тогда Моисею было поручено вернуться в Египет и вывести евреев "из дома рабства".

Кстати, на этой же горе Синай были даны Моисею 10 заповедей. Но точное местонахождение этой самой горы на самом деле неизвестно, почитание нынешнего места - традиция христиан с начала 4-го века.



Если ты встретишь на дороге православного, ударь его по лицу.
Если это настоящий православный, ты ему по лицу не попадешь.
Если это ученик православных, он будет благодарен тебе за урок.
Если это проходимец в одежде православного, то так ему и надо

Оффлайн Конрад Карлович

  • If you going to San Fransisko
  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 30764
А содержательная часть вашего сравнения где? у обозначили устойчивые идеоматичесие выражения , а суть?
Давид играл, а Бог внимал -
Такую сказку я слыхал
Но что тебе о ней сейчас толкую?
Играл он так: четыре, пять
Минорный вниз,
И вверх опять,
Так павший царь придумал
Аллилую

Оффлайн Танюшка

  • Бармацуца
  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 30134
  • Израиль
Вот очень важная параллель, две главнейшие заповеди:

от Матфея глава 22:

34 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Христос здесь упоминает 2 важнейшие заповеди в законе (Торе), уже известные иудеям.
Первая заповедь упоминается Моисеем во Второзаконии. Он еще раз повторяет и разъясняет евреям заповеди Божии, по пути из Хорива за Иордан:

4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

Вторая дана тоже Моисею и описана в книге Левит, где даны различные указания относительно всех сторон жизни (законы жертвоприношений, уставы священников, правила о еде и браке, законы праздников и тд):

18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.
(Левит, 19:18)

Интересно, что указано сначала - сынов народа твоего, а Иисус уже говорит просто - ближнего твоего, без указания на принадлежность нации.
Также в начале этой главы сказано:

1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.

Прямой призыв к святости.  :)
Правда, святость тогда воспринималась немного иначе. Слово "кадош"=святой означает отделенный для Бога, иноприродный этому миру, обособленный. То есть, не такой как окружающее его. В ВЗ такое понимание понятно - ведь народ Израиля должен был быть "другим", не таким как окружающие его язычники. :)
Если ты встретишь на дороге православного, ударь его по лицу.
Если это настоящий православный, ты ему по лицу не попадешь.
Если это ученик православных, он будет благодарен тебе за урок.
Если это проходимец в одежде православного, то так ему и надо

Оффлайн Танюшка

  • Бармацуца
  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 30134
  • Израиль
А содержательная часть вашего сравнения где? у обозначили устойчивые идеоматичесие выражения , а суть?

а суть каждый пусть сам думает. и если захочет - пусть выскажется.
сначала именно параллели.
Если ты встретишь на дороге православного, ударь его по лицу.
Если это настоящий православный, ты ему по лицу не попадешь.
Если это ученик православных, он будет благодарен тебе за урок.
Если это проходимец в одежде православного, то так ему и надо

Оффлайн Полинa

  • Модераторы
  • *****
  • Сообщений: 6573
    • я в ЖЖ
можно вопрос?

В НЗ Христос пришел учить только евреев, и сам об этом говорит
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

Однако есть исключения, например женщина-хананеянка, просившая об исцелении дочери, на обвинительные слова Иисуса отвечала "Так, Господи!", за что и получила просимое.

Так же и в ВЗ Бог-Творец  дает знание о Себе только евреям, избранному народу.
Но и в нем наверное есть исключения?
Справедливо ли упомянуть Иова, который не был иудеем (а мб потомком Исава)?

И какие еще можно привести примеры таких исключений?
из замшелого Петербурга

Оффлайн Конрад Карлович

  • If you going to San Fransisko
  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 30764
Вы хоть раз псалмы читали ? Задете тупые вопросы . Блин ухожу из темы .
Давид играл, а Бог внимал -
Такую сказку я слыхал
Но что тебе о ней сейчас толкую?
Играл он так: четыре, пять
Минорный вниз,
И вверх опять,
Так павший царь придумал
Аллилую

Оффлайн Anatolik

  • Модераторы
  • *****
  • Сообщений: 11637
"Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". (Иоанн 3:15). Обратите внимание на слово "всякий". Послан Он к  израильскому народу, потому что тот был единственный неязыческий и единобожный народ.

Оффлайн Танюшка

  • Бармацуца
  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 30134
  • Израиль
а в чем конкретно вопрос? исключения, мне известные - хананеянка и сотник. Еще сотник Корнилий, но может это одно и то же лицо.
это были иноверцы, которые просили и дано было им.

можно вопрос?

В НЗ Христос пришел учить только евреев, и сам об этом говорит
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

Однако есть исключения, например женщина-хананеянка, просившая об исцелении дочери, на обвинительные слова Иисуса отвечала "Так, Господи!", за что и получила просимое.

нельзя же учить на пустом месте.
ведь Он не зря пришел сначала к иудеям. В отличие от язычников они уже имели представление о Едином, Одном Боге, о заповедях, о том, что Бог верен и любит. Его приходу предшествовала целая история.
А хананеянка, и сотник тоже, исключения, потому что вопреки усвоенной религии, все таки показали сильную веру в Спасителя.

но ведь и у Исайи сказано -

6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы.
гл. 42

и апостолы всегда знали, что Мессия будет владыкой мира. Просто они мелко мыслили.. :ap:

Так же и в ВЗ Бог-Творец  дает знание о Себе только евреям, избранному народу.
Но и в нем наверное есть исключения?
Справедливо ли упомянуть Иова, который не был иудеем (а мб потомком Исава)?

И какие еще можно привести примеры таких исключений?

да, неизвестно наверняка был ли Иов иудеем.
однако несомненно, он знал Одного Бога, Творца, а не пантеон. Знал заповеди Его, а иначе как был бы он уверен, что невиновен.
еще Мелхиседек пожалуй, туманный персонаж... из тех, кого вспомнила.
Он не был иудеем, но тоже имел веру в Единого Творца - священник Бога Всевышнего.. Правда, он еще во время Авраама был. Судя по Зубову, многие народы имели представление о Боге-Творце, но в их религии этот персонаж был уже слаб и бессилен или покинул мир, ушел на покой.
« Последнее редактирование: 13.12.2010, 20:57:11 от Танюшка »
Если ты встретишь на дороге православного, ударь его по лицу.
Если это настоящий православный, ты ему по лицу не попадешь.
Если это ученик православных, он будет благодарен тебе за урок.
Если это проходимец в одежде православного, то так ему и надо

Оффлайн Полинa

  • Модераторы
  • *****
  • Сообщений: 6573
    • я в ЖЖ
Re: Параллели Ветхого и Нового Заветов
« Ответ #10 : 13.12.2010, 21:01:21 »
Спасибо :)

Да, именно это важно - что как и в НЗ,в ВЗ Бог любит всех, и принимает также людей из других племен, не только евреев - главное, чтобы они приняли Его.
(это к продолжению того разговора, что ветхозаветный Бог только для иудеев...)
из замшелого Петербурга

Оффлайн Конрад Карлович

  • If you going to San Fransisko
  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 30764
Re: Параллели Ветхого и Нового Заветов
« Ответ #11 : 14.12.2010, 07:11:27 »
Особенно Бог любит  в ВЗ амаликитян , иевусеев ,гергисеев  и прочих хананеев . Вот бы вас так полюбили .
Давид играл, а Бог внимал -
Такую сказку я слыхал
Но что тебе о ней сейчас толкую?
Играл он так: четыре, пять
Минорный вниз,
И вверх опять,
Так павший царь придумал
Аллилую

Оффлайн Юра Сухомесовский

  • Тут мой дом
  • ****
  • Сообщений: 574
Re: Параллели Ветхого и Нового Заветов
« Ответ #12 : 14.12.2010, 07:58:42 »
Интересная тема. У меня тоже тут вопрос по параллелям не дает покоя, мож кто из знатоков ткнет носом - где в Ветхом Завете говорится евреям о грядущем акте творения мира, т.е. новой земли и нового неба, упомянутых в Откровении ?

Оффлайн Конрад Карлович

  • If you going to San Fransisko
  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 30764
Re: Параллели Ветхого и Нового Заветов
« Ответ #13 : 14.12.2010, 08:37:34 »
А книга "Есфирь" - вообще жгучее оскорбление всем неевреям .
Давид играл, а Бог внимал -
Такую сказку я слыхал
Но что тебе о ней сейчас толкую?
Играл он так: четыре, пять
Минорный вниз,
И вверх опять,
Так павший царь придумал
Аллилую

Оффлайн роса

  • Хорошо мне тут
  • ***
  • Сообщений: 473
Re: Параллели Ветхого и Нового Заветов
« Ответ #14 : 26.12.2010, 20:03:45 »
пожалуйста подскажите есть ли объяснение почему Моисей когда спустился с горы Синай со скрижалями и увидел золотого тельца, который сделал народ, в гневе разбил скрижали"Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою"(Исход 32.19) Ведь потом "сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, (и взойди ко Мне на гору,) и Я напишу на сих скрижалях слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил" Есть ли параллели с Новым Заветом??? Или просто гнев  от происходящего безобразия?
« Последнее редактирование: 26.12.2010, 22:39:43 от роса »