Иконопись, которую мы не знаем.

Автор Тема: Иконопись, которую мы не знаем.  (Прочитано 574 раз)

Оффлайн Башибузук

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 18133
  • Да, я - параноик!
Раз уж зашла у нас тема про всяческую нечисть нечисть на иконах, то начну я именно с неё.
Как я говорил, на иконах нередко изображали всяческих бесов и прочих гадов. По сути, изображение того же змия - есть изображение сатаны. Возможно, если дело пойдёт, то к этому я вернусь. А пока начнём с чего попроще. С иконы "Рождества Христова" из ростовского кремля. Как ни странно, но у неё есть своя легенда. Считается, что на ней изображён грешник или даже сатана.

Вот она:



Прошу об одном - дать время на написание.

Споры, вопросы, возражения приветствуются.
Везде пиши пса Покоем, а не Псями, кое общение псу со псалмом?!

Оффлайн Владислав

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 31394
  • ГАВ!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #1 : 06.11.2019, 18:07:19 »
Внимательно жду продолжения.

Это новая информация, а я её совершенно обожаю.
Грехи людей пересчитать вы так усердно рвётесь.
Начните со своих.. и до чужих вы вряд ли доберётесь..

Оффлайн Наталья:))

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 9835
  • Сердце чисто созижди во мне , Боже !
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #2 : 06.11.2019, 22:01:40 »
Вариант первый.

"В левом нижнем углу по обычаю пишутся сразу две фигуры: более крупно – праведный Иосиф, который сидит у ног Пресвятой Богородицы, мельче – фигура святого пророка Исайи, который еще в ветхозаветные времена предрек рождение Мессии от Девы."

Вариант второй. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО !

"Внизу иконы можно увидеть сцену омовения Младенца и изображение Иосифа Обручника. В некоторых иконах около святого Иосифа изображается непонятный человек. Некоторые "исследователи предполагают, что это бес, искушающий святого, вносящий в его душу сомнения по поводу происходящего."

https://foma.ru/ikonografiya-rozhdestva-xristova.html

Ещё один вариант.

"Иосиф Обручник

И последний необходимый элемент иконографии Рождества — изображение сидящего в задумчивости Иосифа. Такая поза связана с его сомнениями после Благовещения.

Сомнения Иосифа в иконографии Рождества материализуются в фигуру старца в козлиных шкурах, стоящего над ним. Эта фигура вызывала и вызывает у исследователей множество споров. Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия; другим — Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя; третьим — воплощением сомнений Иосифа в образе диавола (который иногда представляется с рожками или хвостиком). Последнее толкование является наиболее распространенным. В таком случае кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. В их этом диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух миров: рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен земным законам."
http://www.taday.ru/text/28086.html
« Последнее редактирование: 06.11.2019, 22:09:30 от Наталья:)) »
Милости Твоей прошу, Господи ! Милости, а не только Справедливости....

Оффлайн Башибузук

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 18133
  • Да, я - параноик!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #3 : 06.11.2019, 22:22:40 »
Давайте приступим к изучению иконы.
Наш интерес должен вызвать левый нижний угол, где сидит Иосиф, а перед ним стоит некто. Гаденького такого вида, мохнатенького.
Иосиф сидит, подперев голову рукой, что в канонической иконописи означает, кроме задумчивости, грусть.
И вот кто-то задался вопросом - отчего грустит Иосиф? Не от собеседника ли?
В иконографии именно этот персонаж размежевал традиции - некоторые иконописцы начали писать вокруг него скот, подчёркивая, что это именно пастух. Другие - подписывали его и Иаковом, и Аненем, и Мненемь. Кто во что горазд.
А в XIX веке этому персонажу даже нашли имя Хлюст и Грюх.
Не знаю, когда в первый раз этот фрагмент вызвал интерес (уточнил - в XVII веке), но о нём сообщили Трубецкому (столь уважаемому мной).
Понятно, что ни цветной фотографии, ни даже чёрно-белой не было, так что Трубецкому пришлось верить на слово. Сам посмотреть он по какой-то причине не смог.
Позволю себе процитировать:

Дальше еще интереснее. В 1916 г. князь Евгений Трубецкой опубликовал книгу «Три очерка о русской иконе». И рассказал читателям головокружительную версию – что перед Иосифом стоит сам дьявол в облике человека. Аргументы, которые он привел, совершенно абсурдны. Демоническую природу старика выдает, по идее Трубецкого, «подлый изгиб» (!) его спины. А на лице Иосифа, которое всегда изображается мелко и схематично, якобы видны «отчаяние, ужас и безумие». Наконец, он приводит единственное реальное доказательство – фреску московского Благовещенского собора, где у старца якобы нарисованы «едва заметные рожки и хвостик». Но вот беда – это явная ошибка. Никаких рожек на фреске не было и нет, и даже сама фреска расположена не там, где пишет Трубецкой. Скорее всего, он попросту домыслил версии об искусителе, которые слышал от иконописцев или от других информантов, и превратил грешника в беса. А о фреске (которая к тому же в 1880-е годы была переписана артелью Н.М. Сафонова) писал по памяти, ссылаясь на нее за неимением реальных аргументов.

Однако демоническая версия получилась довольно яркой. И другие исследователи легко приняли ее на веру. В 1950-х годах Леонид Успенский пишет об этом в своих работах по русскому искусству. Причем он уже утверждает, что не на одной фреске, а на «некоторых иконах» старец рогат. Но ссылается он – за неимением реальных примеров – только на Трубецкого. Вероятно, цитируя его неточно и по памяти. Как неточно и по памяти сам Трубецкой описывал фреску, на которой ему почудились рога. В результате абсурдная версия начала кочевать по книгам и популярным брошюрам как доказанный факт. А экскурсоводы с удовольствием рассказывают про грешника или дьявола, который крадется к Иосифу с какими-то искушениями…


Вот так может влиять фольклор на каноны ))))

Кстати, у этого автора есть книга (не успел скачать), называется
Антонов Д.И. Майзульс М.Р. Демоны и грешники в древнерусской иконографии
семиотика образа.
М. Индрик 2011

Планирую ознакомиться.
Везде пиши пса Покоем, а не Псями, кое общение псу со псалмом?!

Оффлайн Владислав

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 31394
  • ГАВ!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #4 : 06.11.2019, 22:42:44 »
Ух ты, как интересно.

Давай ещё!
Грехи людей пересчитать вы так усердно рвётесь.
Начните со своих.. и до чужих вы вряд ли доберётесь..

Оффлайн Михална

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 5721
  • Галина, Оболенск
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #5 : 07.11.2019, 16:13:00 »
ЗдОрово!  :pobeda: Давайте еще, очень интересно!
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!

Оффлайн Башибузук

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 18133
  • Да, я - параноик!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #6 : 11.11.2019, 00:11:40 »



Наверное, самый странный, противоречивый и малоизученный святой. Христофор Псеглавец, чьё каноническое изображение (с пёсьей головой) в 1722 году Священный синод запретил. Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды, каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев, но св. Христофора продолжают изображать с человеческой головой.

Его история сродни генеалогическому древу египетских богов - запутана, противоречива и полна необъяснимых фактов.
Начнём с происхождения. Считается, он жил в III-IV вв. При этом год смерти принят 251-й.
Откуда он? О... тут полмира в вариантах. И Ханаан, и Ирак, и Урал (ага):

Предполагается, что киноцефалов встречал апостол Андрей на северо-востоке Пакистана. О них же, вроде как, упоминал и Марко Поло. Он утверждал, что они похожи на собак породы мастиф. Устрашающей внешности они якобы добивались тем, что рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши. Младенцам они стягивали черепа таким образом, чтобы те обретали вытянутую форму. И все это для того, чтобы устрашать врагов.

Средневековый летописец Павел Диакон писал, что германское племя лангобардов, которое знаменито по первым крестовым походам, имело дружеские отношения с киноцефалами. Почему же собакоголовых боялись? Говорят, будто, убивая, они с жадностью припадали к ранам врагов и пили кровь.

Исследователь Адам Бременский излагает предание, что киноцефалы – это дети амазонок, отцами которых были какие-то неизвестные чудовища, обитавшие на Севере. О них осталось много легенд, часть из которых поэт Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме».
В ней говорится, что племена русов, воевавшие с армией Александра Великого, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы и даже боевому слону оттяпало хобот. Монстр, по словам Низами, ничем не отличался от обычного рослого человека. Из общей массы его выделяли лишь рог на лбу и огромная сила. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме – полярной ночи. Не исключено, что это современный Приполярный Урал.

Николай Карамзин упоминал, будто о таинственных горах на берегу океана любили потолковать в Москве в XVI веке. Причем среди обитателей Полярного Севера москвичи упоминали людей с собачьими головами. Да и путешественник Герберштейн, оставивший свои свидетельства в русском дорожнике XVII века, писал, что в верховьях реки Оби жили люди с собачьими головами.

В ХХ веке река Обь упоминается французским философом Рене Геноном. К тому же свидетели, видевшие псеглавцев, называли их жителями высокогорья. Но эти края считаются и местом обитания снежного человека. Правда, описывая его, говорят, что он больше похож на обезьяну и, в частности, на павиана. А между тем павианов в Египте называли киноцефалами, то есть псеглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак. Так стало быть, племя, из которого вышел святой Христофор, могло быть племенем снежных людей?

Так же, существует мнение, что это искаженное наименование географического названия местности, откуда, предположительно, был родом Христофор – Киноскефалия (возвышенность в Фессалии). Также, слово «хананит» (родом из Ханаана) близко по звучанию к латинскому слову, обозначающему слово «собака».

Можно предположить и то, что образ псоглавца пришел из коптской христианской живописи. В Египте еще оставались следы почитания псоголового Анубиса, хотя далеко не все исследователи находят уместным проведение подобных временных или географических параллелей.

О житии этого необычного святого с головой собаки можно найти немало упоминаний в церковной литературе. Согласно им, святой Христофор на вид был столь свиреп, что римский император Деций Траян, правивший в 250-е годы, впервые увидев его, от страха упал со своего трона.

В то же время есть ещё одна легенда: Житие святого Христофора, распространявшееся на Кипре и позднее на Руси, гласит, что святой был очень красив, но, дабы избежать соблазна, упросил Господа обезобразить его внешность (я ещё встречал вариант, настолько уродлив, что носил маску собаки, чтобы его не боялись). Этой версии придерживаются и современные богословы, а также Рогожские старожилы, подчеркивая изначальную обычность святого и в то же время «примиряясь с внедрившимся в столетия мифологизированным русским обликом святого». (цитата из Энциклопедии «Мифы народов мира». М., 1982. Т. 2, С. 604).

Существуют разные версии, как Христофор. Вот что гласит католическая традиция основывающаяся на «Золотой легенде» Якова Ворагинского: во времена императора Деция Траяна он был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину. Христофор говорил, что согласится служить тому, кто страшней и могущественней его. Затем он понял, что на свете нет никого ужасней дьявола, и решил ему поклониться. Однако, узнав, что дьявол боится Иисуса и бежит от знака креста, он покинул его и стал ревностным служителем Божьим, обратив в христианство множество народа.

И снова вариант: в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев (по другой версии Офферо), был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте.

Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.

Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор». Когда Христофор был приведен к императору, тот призвал двух женщин-блудниц и приказал им склонить святого отречься от Христа, но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил Христофора к казни, и после жестоких истязаний мученику остекли голову. После этого мученик умер, а его тело забрал один из учеников — Петр Атталийский и увез в египетскую Александрию.(см.: Жития святых, на русском языке. С.290).

И снова вариант:

Гигант Репрев-Офферо отыскивает святого отшельника и спрашивает его, каким образом он мог бы послужить Христу. Отшельник отводит его к опасному броду через реку и говорит, что его большой рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду.

Он начинает перевозить путников на своей спине. Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки мальчик стал настолько тяжел, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Но мальчик сказал ему, что он – Христос и несет с собой все тяготы мира. Затем Исус крестил Репрева в реке, и тот получил новое имя – Христофор, «несущий Христа». Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку, которая чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (в западной традиции он выступает под именем Дагнус) заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрел мученическую кончину.



Начиная с 12 века этот сюжет оказывает огромное влияние на западную иконографию, неизменно изображающую Христофора с младенцем Христом в момент переправы через реку. Эта легенда о святом Христофоре, переносящем Младенца Христа через реку, могла возникнуть примерно в 6 веке. В середине 9 века она распространяется по Франции.

В Антиохии память мученика начали почитать не сразу после кончины, но некоторое время спустя, так что даже его подлинное имя забылось и было заменено почетным званием Христоносец (Christophoros). Это вполне понятно, так как святой не был членом местной Церкви, но был иноземцем, служившим в специальной когорте римской армии в Сирии. Тем более, что Христофора крестил не антиохийский епископ, а находившийся в изгнании александрийский пресвитер Петр, который после казни выкупил тело святого и переправил на родину.В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе в Гереме, Турция, Х – XI вв.), в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.).

Версия заимствования древнеегипетского образа

В египетской мифологии существовал бог – покровитель умерших Анубис (Инпу). Он почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб (либо в виде человека с головой шакала или собаки). Согласно «Текстам пирамид», Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших. (см.: Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976, С. 260)
Неназванная догадка гласит, что копты (египтяне) могли перенести в христианство и воспоминания о своем боге Анубиса. Там же говорится, что иконописный образ святого с собачьей головой к эпохе Реформации практически повсеместно исчез западе и на Востоке. С другой стороны, известно, что на Западе вообще иконопись встречается крайне редко, предание было заменено на «Золотой легендой» Якова Ворагинского. Ну а на Востоке, в частности на Руси, к 17 веку образ св. мч. Христофора был крайне распространён в различных изводах, что ставит под сомнение египетскую версию. Лишь после реформ патриарха Никона синодальная церковь стала массово уничтожать «неблагообразный» образ святого.



Тем не менее, в коптской церкви еще в 18 веке изображались святые с собачьими головами. На иконе из Музея Коптского искусства в Каире изображены святые Ахракс и Аугани, которые также имеют собачьи головы. Возможно, иконы подобного изображения помогали древним проповедникам найти общий язык с темным языческим населением далеких провинций римской империи. С другой стороны, почитания Христофора в Египте нет вообще, причем также не усматривается взаимосвязи между имевшим шакалью голову богом мертвых, знатоком бальзамирования, и мучеником за Христа, воином, помощником в болезнях и путешествиях.
 
Первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах 11-12 веков. Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в великом Новгороде в 1553 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора.

В 1551 году в царствование Иоанна Грозного был построен Свияжский острог и в нем православный храм, главной иконой которого был образ святого Христофора-Псеглавца. Голову можно принять и за волчью, и за песью, и за лошадиную. Свияжский образ – один из немногих, которые не были переписаны в принятом православном каноне после смерти царя Иоанна Васильевича.

День памяти мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая, в католическом календаре 24 июля (Германия, Литва), 25 июля (Италия), в евангелистическом – 24 июля. Христофор – один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками. В наши дни крупные центры его почитания находятся в Италии и среди итало-американцев. Продолжается выпуск медальонов с его именем, их часто помещают в автомобилях, чтобы помочь в путешествиях. Кроме того, в католицизме он заботится обо всем, что связано с несением ноши; защищает от удара молнии, мора. Помогает лучникам, холостякам, лодочникам, торговцам фруктов, садовникам, рыночным торговцам, носильщикам, сёрфингистам, больным эпилепсией и тем, кого беспокоит больной зуб.

Святой Христофор – покровитель г. Вильнюса и изображен на гербе города. В 1957 году во дворе костела Святого Николая в Вильнюсе была установлена статуя Христофора с младенцем на руках и текстом на постаменте (на литовском языке): «Святой Христофор, опекай наш город!», созданная скульптором Антанасом Кмеляускасом (за что он был исключен из членов Союза художников Литвы). В июле-августе в Вильнюсе ежегодно проводится международный летний фестиваль имени святого Христофора – самая почетная награда наиболее заслуженным частным лицам, учреждениям и предприятиям за благотворительную деятельность, выдающиеся достижения в искусстве, спорте, науке и просвещении, за вклад в развитие туризма и т.п.

Архидьякон Павел Алеппский в XVII веке утверждал, что имел счастье прикладываться к мощам святого Христофора в Москве, в Благовещенском соборе. Павел описал собачью голову святого, которую лобызали в ходе обряда «омовения мощей». «Глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом. Она тверда как кремень — наш ум был поражен изумлением: тут нет места сомнению!».
Сложно сказать, как попали мощи святого в Москву и что за череп конкретно описывал архидьякон. Мощи Христофора видели в Константинополе, куда они попали из города Раб, в Хорватии. Существует легенда, что череп святого помог жителям крепости отбить морскую атаку норманнов в 1075 году. Мощи вынесли на городские стены в момент, когда вражеский флот входил в гавань. Тут же поднялся ураганный ветер, который унес корабли назад в открытое море.

Считается, что череп святого Христофора вернули в Хорватию, где мощи впервые явили чудо и он обрел покой в реликварии церкви святой Юстины в городе Раб, где находятся по сей день. Один из бастионов рабской крепости, тот на котором находились при нападении викингов мощи, носит имя этого мученика.

Так же считается, что голова Христофора хранится в одном из храмов Франции.

От себя добавлю, что в Свияжске нам рассказывали версию такую: Христофор проповедовал среди язычников, поклонявшихся собакам и использовавших собачьи головы или маски в своих ритуалах. Чтобы сблизиться с язычниками Христофор сам часто носил такую маску, что и нашло отражение в иконописи.

Что изо всего этого верно - решать вам )))
Везде пиши пса Покоем, а не Псями, кое общение псу со псалмом?!

Оффлайн Владислав

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 31394
  • ГАВ!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #7 : 11.11.2019, 13:26:19 »
Племя т.н. "псоголовых" действительно существовало, но там легенда на легенде.

О святом из них впервые узнал.

Дико интересно, давай ещё!
Грехи людей пересчитать вы так усердно рвётесь.
Начните со своих.. и до чужих вы вряд ли доберётесь..

Оффлайн Башибузук

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 18133
  • Да, я - параноик!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #8 : 11.11.2019, 17:38:28 »
Есть ещё сюжеты. Только я не могу быстро - много сил требуется на это. Если нравится - буду продолжать, тема-то, действительно, не раскрыта.
Везде пиши пса Покоем, а не Псями, кое общение псу со псалмом?!

Оффлайн Михална

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 5721
  • Галина, Оболенск
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #9 : 11.11.2019, 17:51:50 »
Продолжай обязательно, очень интересно!
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!

Оффлайн Башибузук

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 18133
  • Да, я - параноик!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #10 : 20.11.2019, 17:00:14 »
Нашёл одну весьма интересную и очень необычную икону. Даже не слышал о такой. Проверяю инфу.
Везде пиши пса Покоем, а не Псями, кое общение псу со псалмом?!

Оффлайн Владислав

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 31394
  • ГАВ!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #11 : 20.11.2019, 22:35:22 »
Анонс удался... :de:

Не, ну не гадёныш?
Грехи людей пересчитать вы так усердно рвётесь.
Начните со своих.. и до чужих вы вряд ли доберётесь..

Оффлайн leo

  • образ образа образовывается и ...
  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 7624
  • всему свое время
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #12 : 21.11.2019, 00:02:00 »

Не, ну не гадёныш?

скорпионыш, ехиднино дитя,
утконос и глазопялка,
шлында елдовичный,
мухогляд и брашноед.

Оффлайн Владислав

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 31394
  • ГАВ!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #13 : 21.11.2019, 04:08:07 »
Конкурс? :)
Грехи людей пересчитать вы так усердно рвётесь.
Начните со своих.. и до чужих вы вряд ли доберётесь..

Оффлайн Михална

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 5721
  • Галина, Оболенск
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #14 : 21.11.2019, 13:55:20 »
Да.... умеешь ты, Денис, заинтриговать. :dumai:
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!