Иконопись, которую мы не знаем.

Автор Тема: Иконопись, которую мы не знаем.  (Прочитано 575 раз)

Оффлайн Башибузук

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 18133
  • Да, я - параноик!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #15 : 21.11.2019, 14:11:40 »
Просто сложно сделать всё быстро. И не хочется, чтобы думали, что я забросил тему. Тема большая и каждый эпизод требует работы.
Везде пиши пса Покоем, а не Псями, кое общение псу со псалмом?!

Оффлайн Владислав

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 31394
  • ГАВ!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #16 : 21.11.2019, 14:54:28 »
Сволочь ушастая... опять за своё. :topotun:

Работай, кто тебе мешает, терпение только не испытывай. :)
Грехи людей пересчитать вы так усердно рвётесь.
Начните со своих.. и до чужих вы вряд ли доберётесь..

Оффлайн leo

  • образ образа образовывается и ...
  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 7624
  • всему свое время
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #17 : 21.11.2019, 15:25:30 »
Сволочь ушастая... опять за своё.

Работай, кто тебе мешает, терпение только не испытывай.

оченно он непочтителен к своим
читателям-почитателям, не работает софсем,
фсе терпение испытывает и испытывает, а оно таково,
что взорватьси могет в един миг, порушится фсе, созданное годами.

Оффлайн Башибузук

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 18133
  • Да, я - параноик!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #18 : 21.11.2019, 20:54:13 »
Об этой странной, необычной и прогрессивной, если угодно, иконе я прочитал в ЖЖ у Садальского. Я собирал материал по другой иконе, но эта моментально завоевала моё внимание. Итак, икона "Благовещение. Господь Саваоф".



Это не три иконы. Это одна, но с разных ракурсов.

Как это происходит почти всегда, начинаю писать об одном, а в процессе написания вырисовывается немного иная канва. Сегодня речь пойдёт не о сюжете и не о технике, а об истории одной конкретной иконы - из "Александровской слободы".

Икона с фотографии находится в национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике в Киевской области. Дата - рубеж XIX-XX вв. Подобные иконы ещё есть в д. Шершово Нижегородской области, в Луганской области, в музее-заповеднике Александровская слобода" во Владимирской области, Липецком областном краеведческом музее, в Городце (я там был, но подобную икону не видел) и в запасниках Музея истории религий в Санкт-Петербурге.
Сюжетов не много, и об одном из них я бы хотел написать позже - уж слишком нехарактерный он. Как и вот этот:
При храме святителя Митрофана Воронежского в Москве на 2-й Хуторской улице есть церковный музей. Там среди других интересных экспонатов можно увидеть тройственное изображение. Это не икона, а портрет царской семьи. Стоя напротив портрета, вы видите императора Александра III. Отойдете вправо - возникает образ императрицы Марии Федоровны. Зрители, стоящие слева, видят юного наследника, будущего императора Николая II. Любопытная особенность изображения помогла установить время его создания. На правом виске Николая видно кровавое пятно. Это след японского меча. В 1890-1891 годах наследник совершил кругосветное путешествие, и в Японии на него было совершено покушение. Японский полицейский ударил Николая мечом, но юный наследник отклонился и получил лишь незначительное ранение. Второй раз нападавший ударить не успел, его сбили с ног, но не хозяева, принимавшие высокого гостя, а сопровождавший Николая греческий королевич Георг.

А пока "Саваоф"("Александровская слобода").

Но сначала немного истории:

В X веке в западной Европе особое распространение получили иконы Святой Троицы, написанной в виде трёх идентичных друг другу фигур с ликом Христа. На некоторых иконах Троица имела одно туловище, но три головы с одинаковыми ликами. Это было связано с появлением в католицизме термина «филиокве». Он означал, что Святой Дух исходит одновременно и от Бога Отца, и от Бога Сына. С филиокве были несогласны многие, из-за этого даже произошёл раскол католической церкви.

Позднее многие иконы с изображением Святой Троицы в виде трёх одинаковых фигур с идентичными ликами уничтожили. А им на смену пришли смесоипостасные иконы.
На иконе «Смесоипостасная троица» три одинаковых лика Бога располагались на одной голове. Выходило так, что у трёхликого лица было четыре глаза (два глаза среднего лика были глазами и боковых), три носа и три рта. Тело же на изображении было одно. Таким образом неизвестный иконописец хотел отразить то, что Святая Троица является единой и неделимой. Примечательно, что на протяжении нескольких веков такое изображение Святой Троицы считалось церковниками самым правильным. Однако оно не находило понимания у простых прихожан. Многие просто не понимали причин, по которым смесоипостасные иконы объединяли в себе три лика Бога. Разумеется, это порождало множество кривотолков и домыслов.

Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII–XVI веках. Но и в России смесоипостасные иконы тоже были. Особенно известна смесоипостасная икона «Троица» неизвестного тобольского мастера, датированная 1729 годом. Трёхликое изображение Троицы несколько десятилетий занимало почётное место над воротами главного тюменского собора — Благовещенского.

Позднее икону «Троица» сняли с врат и переместили в Ново-Тихвинский женский монастырь. А сегодня она находится в краеведческом музее Свердловска, правда, без оклада. За давностью лет он был утрачен. Утраченными для истории оказались и многие другие русские смесоипостасные иконы из-за запретов церкви.

В Европе смесоипостасные иконы оказались под запретом в начале XVI века. Такое решение приняли на Тридентском соборе. В 1628 году указом Папы Римского Урбана VIII практика написания смесоипостасных икон Троицы была запрещена вновь. Все подобные иконы объявили кощунственными и еретическими. После этого практически все смесоипостасные иконы в Европе сожгли. А те, что каким-то чудом сохранились, сегодня можно увидеть в музеях. Например, в австрийском музее народного искусства в Тироле или над входом в одну небольшую церковь в Румынии. В России запрет на смесоипостасные иконы ввели в 1764 году Священным синодом Русской православной церкви.

Священный синод также признал необычные иконы Святой Троицы еретическими. В указе предписывалось, чтобы "в иконных изображениях все нелепые и странные непристойности все пресечены были". Из-за этого указа смесоипостасная икона Святой Троицы, которую церковь назвала "подобием еллинских (эллинских) богов" сняли с врат Благовещенского собора в Тюмени.

Вот она:



А в качестве просто любопытного факта можно добавить, что Пушкина тоже интересовали трёхликие, что видно на его рукописи справа вверху:



Несмотря на указ Священного синода, эту запрещённую икону не уничтожили. Как не уничтожили и некоторые другие смесоипостасные иконы, находившиеся в отдалённых от столицы церквях. Похожая участь постигла и трёхликие иконы, написанные по уникальной технологии.

Теперь о самой иконе.

При взгляде на неё справа появлялся образ Богоматери в серо-синем мафории (покрывало) с тремя белыми звездами на плечах и на лбу.
При взгляде слева – изображение архангела Гавриила с красным цветком в правой руке.
Перед теми, кто стоял прямо перед иконой возникал лик Саваофа в виде седобородого старца со скипетром, из уст которого исходил в белом сиянии Святой Дух в облике голубя.
При взгляде анфас можно было видеть "смесь" двух изображений. Поэтому в церкви перед такой иконой ставили большой подсвечник, чтобы ее было видно только с двух боковых сторон.

На второй справа пластине внизу стояла белильная надпись: «1791». Дата не вызывала сомнения.
Изучение «трехликой» иконы в 1996 году В.М.Сорокатым - экспертом и ведущим научным сотрудником Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева - подтвердило уникальность произведения неизвестного мастера.
Изображения Богоматери и архангела были исполнены на высоком качественном уровне и вполне традиционны для живописи Москвы или Петербурга конца XVIII века.

Мастер исполнил икону следующим образом: пластинки (из дерева хвойных пород) он залевкасил - покрыл тонким слоем грунта с обеих сторон - и тесно прижал одну к другой таким образом, что они составили единую плоскость, на которой и были написаны оба изображения: сначала на одной, потом на другой стороне. Затем пластины были вставлены параллельно одна другой в прорези верхней и нижней планок подрамника, сделанного из той же древесины, что и сами пластины. Расстояния между двумя соседними прорезями равнялись ширине пластины. Ребра пластин остались незакрашенными, поскольку не представлялось возможным сделать это так, чтобы красочный слой относился одновременно и к одной и к другой стороне составной иконы.

Впечатление слитности, цельности изображений возникало при взгляде зрителя на икону под углом, близким к 45 градусам, и с расстояния не менее трех метров.

При приближении зрителя к иконе образ как бы распадался. При удалении же, напротив, эта раздробленность лика скрадывалась, и образ выглядел цельным.

Такая необычность оформления в иконографии встречается достаточно редко. Поэтому, когда в 1953 году в Бакшеевском сельсовете Александровского района обнаружили эту уникальную икону XVIII века, она не могла не заинтересовать сотрудников Александровского краеведческого музея (тогда он имел такой статус).

Кстати, село Бакшеево расположено в пяти километрах от Александрова по дороге в Лукьяновскую пустынь. Состояние иконы оказалось аварийным: первоначальная живопись центрального образа, написанная на тонком деревянном основании темперой, была почти полностью утрачена, не сохранилась и первоначальная рама с резьбой и лепным левкасом. Но несмотря на это, икону сразу же приобрели в музейное собрание. В конце 1950-х годов директор музея А. В. Шутов, не имея финансовой возможности провести реставрацию иконы, поручил местному художнику-копиисту скопировать почти разрушенный облик Саваофа, чтобы представить это
произведение иконописи в экспозиции. B. C. Жученков повторил первоначальное изображение центральной иконы на холсте и подновил изображения пластин в тон оригиналу. Конструкцию с пластинами, несущими изображения Благовещения, и холст вставили в новую раму из простых массивных профилей. Икона обрела вторую жизнь.

К сожалению, в 1997 году эту уникальную и необычную икону украли из музея, а воров до сих пор не нашли.

Безусловно, грабители "трехликой" иконы знали об ее уникальности и оригинальности. Возможно, икону похитили по специальному заказу. В 1990-х годах по многим музеям и церквам страны прокатилась волна грабежей древнерусских икон и старопечатных книг, которыми пополнялись частные коллекции.

В 2003 году появилась надежда найти икону. 17 апреля телевизионно-информационная компания "Eвро Ньюс" в разделе новостей рекламировала художественные выставки, где фрагментарно была показана икона, внешне очень напоминавшая украденную. Через телекомпанию "Agenda" музей обратился к автору телесюжета американской журналистке Валери Забродской, предположившей, что, возможно, эта икона находится в амстердамской коллекции "The Wealth of Stroganoff".

Руководство музея обращалось в соответствующие инстанции, но, к глубокому сожалению, пока безрезультатно.

Существует устное предание, что рано или поздно икона возвращается туда, откуда ее похитили.

Вот пример смесоипостасной иконы



И вот:



Эта - в Храме Живоначальной Троицы в селе Шершёво Нижегородской области

Ффу-у-у-х...
Везде пиши пса Покоем, а не Псями, кое общение псу со псалмом?!

Оффлайн Владислав

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 31394
  • ГАВ!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #19 : 22.11.2019, 03:40:45 »
Поразительная тема, спасибо, Денис.
Грехи людей пересчитать вы так усердно рвётесь.
Начните со своих.. и до чужих вы вряд ли доберётесь..

Оффлайн Михална

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 5721
  • Галина, Оболенск
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #20 : 22.11.2019, 19:51:48 »
Теперь о самой иконе.

При взгляде на неё справа появлялся образ Богоматери в серо-синем мафории (покрывало) с тремя белыми звездами на плечах и на лбу.
При взгляде слева – изображение архангела Гавриила с красным цветком в правой руке.
Перед теми, кто стоял прямо перед иконой возникал лик Саваофа в виде седобородого старца со скипетром, из уст которого исходил в белом сиянии Святой Дух в облике голубя.
При взгляде анфас можно было видеть "смесь" двух изображений. Поэтому в церкви перед такой иконой ставили большой подсвечник, чтобы ее было видно только с двух боковых сторон.
Я что-то не пойму, при чем и где тут Богородица? Это Троица. Или ты про другую икону?
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!

Оффлайн Михална

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 5721
  • Галина, Оболенск
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #21 : 22.11.2019, 19:53:11 »
Итак, икона "Благовещение. Господь Саваоф".

Я эту имею в виду.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!

Оффлайн Михална

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 5721
  • Галина, Оболенск
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #22 : 22.11.2019, 19:54:32 »
А тема, действительно, замечательная! :by:
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!

Оффлайн Башибузук

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 18133
  • Да, я - параноик!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #23 : 22.11.2019, 20:11:08 »
Я эту имею в виду.

Фотографии той, украденной я не нашёл. А эта - иллюстрация к принципу написания иконы.
Везде пиши пса Покоем, а не Псями, кое общение псу со псалмом?!

Оффлайн Михална

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 5721
  • Галина, Оболенск
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #24 : 23.11.2019, 21:09:06 »
Поняла, спасибо!
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!

Оффлайн Башибузук

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 18133
  • Да, я - параноик!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #25 : 20.12.2019, 22:53:30 »
Извините - приболел. Пока предлагаю посмотреть довольно неожиданные иконы:

http://shurkus.ru/icons
Везде пиши пса Покоем, а не Псями, кое общение псу со псалмом?!

Оффлайн Владислав

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 31394
  • ГАВ!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #26 : 21.12.2019, 06:47:17 »
Спасибо, выздоравливай!
Грехи людей пересчитать вы так усердно рвётесь.
Начните со своих.. и до чужих вы вряд ли доберётесь..

Оффлайн Михална

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 5721
  • Галина, Оболенск
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #27 : 21.12.2019, 12:02:23 »
«Никола Новодевичий» из собрания Третьяковской галереи –  самая ранняя из дошедших до нас русская икона святителя Николая.
https://www.pravmir.ru/nikola-novodevichij-ekspressiya-obraza-chitaem-ikony-s-akademikom-alekseem-lidovym/?fbclid=IwAR0lV_jw9NHeMix6hIX9FPyPk9JB7qWVqtsySmFn649OX9oP-G8q73uIxf4

В нашем храме тоже есть очень необычная икона Святителя Николая с мощевиком. Если не забуду, вечером сфотографирую, и выложу здесь, если, опять же, смогу. :bk:
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!

Оффлайн Михална

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 5721
  • Галина, Оболенск
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #28 : 21.12.2019, 16:07:58 »


Это общий вид центральной части храма. На колонне висит эта икона Свт. Николая.



Вот эта икона. Я ее просто увеличила. Это из старых моих фоток.
Смотрю и, вроде бы не выглядит она необычной. Хотя изначально, как только она у нас появилась, очень непривычно смотрелась.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!

Оффлайн Михална

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 5721
  • Галина, Оболенск
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #29 : 21.12.2019, 23:31:19 »
   

Сфоткала в 2-ух ракурсах, справа без бликов.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!