Иконопись, которую мы не знаем.

Автор Тема: Иконопись, которую мы не знаем.  (Прочитано 571 раз)

Оффлайн Башибузук

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 18078
  • Да, я - параноик!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #30 : 22.12.2019, 00:08:27 »
Наверное, дурацкий вопрос, но - а чьи там мощи?
Везде пиши пса Покоем, а не Псями, кое общение псу со псалмом?!

Оффлайн Михална

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 5718
  • Галина, Оболенск
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #31 : 22.12.2019, 14:42:37 »
Мощи, естественно, Святителя Николая. У нас был замечательный спонсор в лучшие времена. Дай Бог ему здоровья. Он нам привез кусочек мощей из Бари. Икона написана для нашего храма, и вставлен мощевик.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!

Оффлайн Наталья:))

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 9835
  • Сердце чисто созижди во мне , Боже !
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #32 : 26.01.2020, 08:07:57 »
ИКОНОГРАФИЯ: ИКОНА "ХРИСТОС ВО СЛАВЕ".





Христос во славе; 7-й век; монастырь святой Екатерины на Синае, Египет.

(Прим. - Ред.)
ИКОНОГРАФИЯ: икона "Христос во славе"

Иконографическая справка
Иконографически подчеркнута мысль о Христе Пантократоре - владыке Вселенной. Он восседает на радуге, как на троне, а подножием Ему служит земная сфера в строгом соответствии со словами Господа, переданными пророком: "Небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих" (Ис. LХV1,1). Христос благословляет отставленной рукой в жесте императорского приветствия. В Его левой руке - раскрытая книга, на которой распознаются лишь несколько букв, - позволяющие все же восстановить первоначальную надпись - слова Христа "Я есть свет миру" (Ин. VIII, 12), также подчеркивающую мысль о Космократоре. Сам вечный космос представлен в виде темно-синей овальной мандорлы, усеянной золотыми звездами. В согласии с пророческим видением (Иез. X, 12), мандорлу несут четыре херувима с крыльями, покрытыми глазами. Они прославляют Христа, вечно Сущего на небесах и в то же время доступного верующим в Евхаристическом таинстве.

Стилистическая справка
Изображение Христа в виде седовласого старца восходит к двум библейским текстам. Первый принадлежит пророку Даниилу (Дан. VII, 9), описавшего видение предвечно Рожденного "Ветхого денъми", иначе говоря Христа еще до Его воплощения на земле. Второй текст - это слова Иоанна Богослова в Апокалипсисе: "глава Его и волосы белы как белая волна, как снег" (Откр. I, 14), характеризующие Сына Человеческого" и Высшего судию, являющегося в конце времен. Седовласый Христос символизировал вечность Второго лица Св. Троицы, единосущного и неотделимого от Бога Отца, которого византийцы могли представить и изобразить только в образе "Христа Ветхого деньми". Согласно ранневизантийскому "Толкованию на Апокалипсис" Андрея Кесарийского, "Он и новый, но Он и древний, или правильнее, предвечный, о чем говорят Его белые волосы". При этом образ Христа на синайской иконе имеет крещатый нимб, поминающий о крестной жертве, и греческую надпись "ЕММАNОYНЛ", восходящую к пророчеству Исайи: "Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. VII, 14), которое истолковывалось как предзнаменование воплощения Сына Божьего и указывало на Его человеческое естество. Седые волосы в сочетании с именем "Еммануил" раскрывали двуединую природу Богочеловека. Царственные одеяния Христа, изображенного в золотых хитоне и гиматии дополнены особой нижней рубашкой с поручами. Образ Христа на синайской иконе соединяет в одном изображении все важнейшие символико-догматические идеи о Богочеловеке. В иконографии средневизантийской эпохи эти смысловые грани будут разведены и представлены в разных образах Пантократора, Ветхого Деньми, Еммануила, Христа-священника. Однако главная в синайской иконе тема "Христа во славе" сохранит свое доминирующее значение, она воплотится и в ранневизантийских алтарных апсидах, и в куполах средневизантийских храмов, и в образе "Спаса в силах" в центре русского иконостаса."

источник: научный отдел факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.


Само понятие "Христос Ветхий Деньми", было для меня открытием . Удивляет  любая информация по этой теме.
« Последнее редактирование: 26.01.2020, 08:13:37 от Наталья:)) »
Милости Твоей прошу, Господи ! Милости, а не только Справедливости....

Оффлайн Владислав

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 31341
  • ГАВ!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #33 : 26.01.2020, 09:25:45 »
Вообще не видел... :an:
Грехи людей пересчитать вы так усердно рвётесь.
Начните со своих.. и до чужих вы вряд ли доберётесь..

Оффлайн Михална

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 5718
  • Галина, Оболенск
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #34 : 26.01.2020, 14:47:55 »
Спасибо за подробности, Наташ! :by:
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!

Оффлайн Башибузук

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 18078
  • Да, я - параноик!
Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #35 : 26.01.2020, 15:02:51 »
Нечего добавить.
Везде пиши пса Покоем, а не Псями, кое общение псу со псалмом?!

Оффлайн Башибузук

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 18078
  • Да, я - параноик!
Re: Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #36 : 11.11.2020, 18:00:08 »
Поленился, потому копирую чужой текст со ссылкой.



https://foto-history.livejournal.com/14189564.html

Это святой Александр Мюнхенский. Его звали Александр Шморель и в 25 лет он погиб на гильотине.

Александр родился в 1917 году в России, в Оренбурге. И это наложило отпечаток на всю его жизнь, всю жизнь он считал себя не только немцем, но и русским. Его отец, Гуго Карлович Шморель, был врачом и происходил из семьи, переехавшей в Россию в XIX веке. Мать, Наталья Петровна Введенская, умерла, когда мальчику было 2 года, и отец еще через 2 года женился снова на обруссевшей немке. Брак оказался удачным, но Шморели, посмотрев на ужасы гражданской войны, переехали в Германию, на родину предков. Видимо, в семье царила не только доброжелательность (мачеха хорошо относилась к Алексу, а тот от всей души любил единокровных брата и сестру), но и религиозность, причем без фанатизма, ибо Александр был православным, его отец - протестантом, а мачеха - католичкой. В семье был культ русской культуры, здесь читали русские книги, пили чай из самовара, говорили по-русски, принимали эмигрантов и даже няню Александра, Феодосию Лапшину, Шморели забрали с собой, выправив ей фальшивые документы. Это был такой островок русской жизни в Мюнхене.

Александр, Гуго Карлович, Елизавета Егоровна, Наташа, Эрих. Мюнхен, 1930.



В 1937 году Александра призвали в армию и тут разразился жуткий скандал. Шморель отказался присягать Гитлеру. Спасло его от трибунала только хорошее отношение командира. Ему пришлось все же присягнуть, уж очень просили об этом отец и мачеха, понимавшие, чем может кончиться такое упрямство. Отслужив полтора года и приняв участие в аншлюссе Австрии, Александр вернулся в Мюнхен и поступил в университет на медицинский факультет, но еще дважды ему пришлось побывать на фронте в качестве солдата-санитара. Практику студенты-медики проходили именно так. Таким образом в 1940-м году Александр оказался во Франции, а в 1942 - в СССР, в его любимой России.

Александр Шморель.



Видимо, в университете они и познакомились. Александр Шморель, Софи и Ганс Шолль, Кристоф Пробст, Курт Хубель, Вилли Граф, Ганс Лейпельт... Молодые люди, студенты, выходцы из буржуазных обеспеченных семей. Их объединяли 2 вещи: они были религиозны и они считали, что то, что происходит в Германии, противоречит учению Христа. Они хотели бороться, но что они могли? Ответ пришел, когда весной 1942 года Ганс Шолль нашел в почтовом ящике листовку с проповедью епископа Мюнстерского фон Галена, выступавшего против нацистов. И молодые люди начали на ротаторе печатать листовки и распространять их по почте (адреса брали из телефонной книги) или раскладывать в общественных местах. Они назвали свою организацию "Белой розой". Масштаб их деятельности был впечатляющим: около 10 тысяч листовок. Тексты были наполнены цитатами из классиков немецкой литературы или из Библии. Поэтому в Гестапо достаточно быстро сообразили: это дело рук не коммунистов и не рабочей молодежи. Работают интеллигенты.

"Студенты! На нас смотрит немецкий народ! По Гете, у германской нации трагическая суть, ее судьба во многом подобна судьбе греков и евреев. Сейчас немцы подобны толпе безвольных трусливых людей, послушных воле любого хозяина, они готовы к тому, чтобы их согнали в стадо и повели в бездну. Они уже наполовину в этой пропасти. Сегодня в результате постоянного насилия власти над совестью каждый человек молчит или лжет".

"Горе постигло дома русских, польских, немецких крестьян, некому утешить плачущих матерей. Гитлер отнял у них самое дорогое, подверг их детей абсурдной смерти и продолжает нагло их обманывать. Каждое слово, произносимое Гитлером, есть ложь. Когда он говорит “мир” — он думает о войне.

"Когда, богохульствуя, Гитлер ссылается на Всемогущего, он думает о силах зла, о падшем ангеле и о сатане. Его рот есть зловонная адова пасть, его мощь обращена на погибель".

Как я уже писала, летом 1942 года Александра с другими студентами-медиками отправили в Россию. Его отряд стоял в Гжатске. Он был счастлив и несчастлив одновременно. Счастлив - потому что вернулся на землю, где родился, где можно говорить по-русски, где в храмах звучат молитвы на церковно-славянском. Несчастлив, потому что видел, что немцы творят на этой земле.

Александр Шморель и Ганс Шолль.



"Господь, Создатель наш! Ты сотворил не только прекрасный мир, но и человечество, но сейчас я вижу, как это человечество ужасно, оно разрушает не только Твое создание, но и уничтожает себя. Мой пессимизм усиливается, я бы хотел освободиться от этого, потому что жить с этим греховно. Немцы — конченая нация… Помоги нам, Господи, и защити детей Твоих! Я в России, мы с Александром работаем с утра до ночи. Хороним, перевязываем раненых, ездим по селам, где очень много инфекционных больных.

Моя душа страдает, я больше не думаю о прекрасном искусстве, Достоевском и Генделе… Я окружен красивейшей природой, березы в своем предсмертном, траурном уборе из прозрачной золотой листвы трепещут на холодном ветру, но вот-вот их прихватит морозом, и листья опадут… но воспоминание о красоте останется в нас навсегда. Что останется от нас?"
(Из дневника Ганса Шолля).

Ганс Шолль, Софи Шолль, Кристоф Пробст.



Вернувшись в Мюнхен, товарищи продолжили борьбу. В феврале 1943 после поражения немцев под Сталинградом Шолль, Шморель и Граф написали на стенах города "Долой Гитлера" и "Свобода". Работали быстро, используя трафарет. Полиция позже насчитала 29 таких надписей. Следующая акция была назначена на 18 февраля. Ганс и Софи Шолль принесли в университет чемодан с листовками. Их увидел то ли завхоз, то ли дворник. Студентов арестовали, а через день Гестапо вышло и на Кристофа Пробста, хотя Шолли не выдали товарищей. Ганса, Софи и Кристофа казнили 22 февраля 1943 года. Александра Шмореля и Курта Хубера, преподавателя философии, написавшего текст для одной из листовок, - 13 июля 1943. Вилли Графа - 12 октября 1943.

Вилли Граф.



Что интересно, Шморель попытался было перебраться в Швейцарию, но почему-то вернулся в Мюнхен, где был опознан и выдан (в газете напечатали его фотографию и пообещали 1000 марок за информацию). Почему он не уехал? Мы этого никогда не узнаем.

Перед казнью Александр написал письмо родным.
"Мои любимые отец и мать (на самом деле мачеха, но она и вправду стала матерью Александру. -К-К)! Итак, все же не суждено иного, и по воле Божией мне следует сегодня завершить свою земную жизнь, чтобы войти в другую, которая никогда не кончится и в которой мы все опять встретимся. Эта встреча да будет Вашим утешением и Вашей надеждой. Для Вас этот удар, к сожалению, тяжелее, чем для меня, потому что я перехожу туда в сознании, что послужил глубокому своему убеждению и истине. По всему тому я встречаю близящийся час смерти со спокойной совестью.
Вспомните миллионы молодых людей, оставляющих свою жизнь далеко на поле брани, – их участь разделяю и я.
Передайте самые сердечные приветы дорогим знакомым! Особенно же Наташе, Эриху, няне, тете Тоне, Марии, Аленушке и Андрею.
Немного часов, и я буду в лучшей жизни, у своей матери, и я не забуду вас, буду молить Бога об утешении и покое для вас.
И буду ждать вас!
Одно особенно влагаю в память вашего сердца: Не забывайте Бога!!!

Ваш Шурик.

Со мною уходит проф. Хубер, который просит передать вам сердечнейший привет!".

В 2012 году Александр был канонизирован и причислен к лику святых Русской Православной церкви. На иконах он изображается с крестом и белой розой в руке и с повязкой санитара на рукаве.

Александр Шморель.



P.S. Листовки, письмо и дневник процитированы по материалам сайтов https://www.miloserdie.ru/article/svyatoj-antifashist/
http://dimitrus.ru/media/articles/1064/

P.P.S. Картинки с сайтов:
http://dimitrus.ru/media/articles/1064/
https://www.miloserdie.ru/article/svyatoj-antifashist/
https://www.europa-reporter.eu/exklusiv/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4/alexander-schmorell/
https://wustrow11.wordpress.com/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-feste-in-deutschland/%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%BE/
Везде пиши пса Покоем, а не Псями, кое общение псу со псалмом?!

Оффлайн Владислав

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 31341
  • ГАВ!
Re: Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #37 : 11.11.2020, 18:52:03 »
Не РПЦ его канонизировала, а РПЦЗ.
Грехи людей пересчитать вы так усердно рвётесь.
Начните со своих.. и до чужих вы вряд ли доберётесь..

Оффлайн Башибузук

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 18078
  • Да, я - параноик!
Re: Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #38 : 11.11.2020, 22:10:03 »
Да, действительно.
Везде пиши пса Покоем, а не Псями, кое общение псу со псалмом?!

Оффлайн Владислав

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 31341
  • ГАВ!
Re: Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #39 : 11.11.2020, 22:38:12 »
А насчёт Зои Космодемьянской РПЦЗ подзабыла...
Грехи людей пересчитать вы так усердно рвётесь.
Начните со своих.. и до чужих вы вряд ли доберётесь..

Оффлайн Башибузук

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 18078
  • Да, я - параноик!
Re: Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #40 : 14.11.2020, 19:42:09 »
Канонизировать? Ну, не знаю...
Везде пиши пса Покоем, а не Псями, кое общение псу со псалмом?!

Оффлайн Башибузук

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 18078
  • Да, я - параноик!
Re: Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #41 : 14.11.2020, 21:16:33 »


Архангел Михаил стоит напротив двенадцати обнаженных и разноцветных барышень. Кого они символизируют?

сюжет  «Архангел  Михаил(Сихаил, Рафаил)  побивает 7  или 12 лихорадок»

Визуальная репрезентация заговоров от лихорадки на русских иконах
В  русской  иконописи известен сюжет  «Архангел  Михаил(Сихаил, Рафаил)  побивает 7  или 12 лихорадок». Этот  иконографический  тип уже привлекал внимание исследователей. В частности, онемписалВильямРайанвкниге«The Bathhouse at Midnight: An Historical Survey of Magic and Divination in Russia»  (Ryan 1999; рус. пер.: Райан2006:355-356) ивстатье«Ancient  Demons and  Russian  Fevers»(Ryan 2006).Иконы с данным сюжетом описал также Иван Бенчев в книге «Иконы ангелов. Образы небесных посланников» (рус. пер.: Бенчев2005). В  настоящее время  в  печати находится  наша  статья «Иконографический сюжет «Архангел Михаил побивает лихорадок»: генезис, история  и  социальное функционирование». В данном  докладе мы изложим конспективно содержание этой статьи, которая будет опубликована на русском языке. Всего нам  известно  16 икон этого  типа. Наиболее  ранняя из  них датируется 2-йчетвертью XVIIв., а большинство относятся к XIXв.В 1870-1880-х гг. «таких икон встречалось очень много. По народному верованию, они избавляют от лихорадки, которая более всех болезней распространена в народе» (Голышев 1882:1). По письменным источникам второй половины XIX—начала ХХ в. известно, что такие иконы имелись в различных церквах Владимирской, Тверской, Московской и Орловской губерний. Композиция большинства икон довольно четко членится по вертикали и по  горизонтали.  В  верхней  части  иконы  обычно  представлены  священные персонажи: в облаках Иисус Христос, под ним св. Сисиний и архангел Михаил, которые располагаются симметрично с разных сторон иконы. В нижней части —пещера или водоем с персонифицированными девами-лихорадками, которых чаще всего бывает 7 или 12.Лихорадкив большинстве случаев помещаются под св. Сисинием; архангел Михаил держит в правой руке, занесенной вверх, жезл(копье, трезубец), который пересекает пространство по диагонали и поражает одну из лихорадок. Размер  фигур  на  некоторых  иконах  отражает  иерархию персонажей: архангел изображен самым крупным, св. Сисиний поменьше, чем архангел, но побольше, чем лихорадки, и, наконец, лихорадки несколько меньше, чем св. Сисиний, а иногда они совсем крошечные и даже похожи на куколок. Впрочем, это соотношение не выдерживается последовательно. Так, например, на иконе 1795 г. св. Сисиний примерно одного размера с архангелом Сихаилом («В свете горнем»2004:51, No 65), а на изображении из Тихвинской церкви в сл. Холуе св. Сисиний даже больше архангела Михаила(Голышев 1872, илл.).При  наличии  общей  иконографической  схемы некоторые  детали варьируются. Например, архангел именуется или Михаилом, или Сихаилом, или Рафаилом. В руках  у  него  чаще  всего  изображен  жезл  (копье,  трезубец), которым он поражает лихорадок, однако на некоторых иконах он держит в руках пучок розог. Архангел может изображаться в хитоне и плаще-гиматии или в воинских доспехах. Отдельные  иконы  могут  существенно  отличаться  от  других.  Так, например,  на  двух  иконах  1831  и  1855  гг.  в  изображение  дополнительно включена  сцена  с  мучением  епископа  Кизического  Сисиния(Комашко 2004:192, No 145;Косцова, Побединская1990:129, No 137).
На иконе последней четверти XVIIIв. лихорадки изображены в виде нагромождения тел, падающих друг  на  друга (Бенчев  2005:107);  по-видимому,  художник  имел  в  виду иконографический  сюжет,  в  котором  архангел  Михаил  низвергает  с  небес ангелов  Сатаны.  На  иконе  1795  г.  отсутствуют  горки,  однако  введена дополнительно река, под поверхностью которой видны контуры лихорадок(«В свете  горнем»2004:51,  No  65);  икона  явно  ориентирована  на  изображения Крещения, в которых также может быть представлена река, текущая как бы сверху вниз, и некие языческие морские божества под водой. Во многих иконах появляются дополнительные персонажи: св. Фотиния, св. Марон, св. Мина и др. Например, на одной иконе XIXв., кроме св. Сисиния и архангела, присутствует целая группа персонажей: Иов Многострадальный, преподобный  Иоанн  Печерский,  преподобный  Пафнутий  Боровский чудотворец, св. мученик Уар, Улита с Кириком на руках (Бенчев 2005:117). На  протяжении XVII-XIXвв.  иконы  претерпели  существенную эволюцию,  что  отражает их  «социальный  дрейф» от иконописи  позднего средневековья к поздним ремесленным иконам Нового времени. Если в иконах XVII-XVIIIвв. лихорадки имеют вид бесполых демонов, то в некоторых иконах XIXв. они вполне отчетливо воспринимаются как группа девушек или молодых женщин.  Иконописные  горки  уступают  место  почти  реалистически написанному пейзажу. Общая тенденция заключается в том, что изобразительный ряд икон в XIXв. отчасти утрачивает иконописную специфику и все больше напоминает реалистическую  живопись.  Если  фон  иконы  и  образы лихорадки эволюционируют  очень  существенно,  то  образы св.  Сисиния и  архангела Михаила остаются почти неизменными. Разные темпы эволюции отдельных элементов  иконы еще  более  усиливают  контраст  между  нижней  и  верхней частями изображения. Лихорадки обычно находятся в пещере или в водоеме (море, река); при этом пещера может быть черной, символизируя ад, или с условно переданными волнами, символизирующими море. Известно два типа изображения лихорадок: во-первых, в виде демонов и, во-вторых, в виде девиц или молодых женщин. Атрибутами демонов могут быть звероподобные личины, перепончатые крылья, волосы в виде хохла. Наиболее яркая черта внешнего облика лихорадок —разноцветная окраска, которая имеет прямые параллели, с одной  стороны, в заговорах от лихорадки, а с другой —в западной иконографии, для которой характерны изображения разноцветных демонов. Лихорадки  на иконах XIXв. подчас напоминают  женщин,  которые моются в бане или в речке либо совершают какой-то коллективный танец. При изображении обнаженных женщин художнику приходилось решать серьезную проблему: одно дело сказать, что лихорадки нагие, и совсем другое —написать их нагими. Проблема обострялась по мере того, как лихорадки утрачивали демонический  облик  и  все  больше  «очеловечивались».  С  одной  стороны, зрителю должно быть понятно, что лихорадки относятся к женскому полу, а с другой —иконописец не имел возможности изобразить их грудь и низ живота. Чтобы разрешить это противоречие, художник писал лихорадок вполоборота, обрезал изображение снизу, писал лихорадок вообще без грудей либо с руками, прикрывающими груди; вообще не обозначал их половых органов. О том, что это  женщины,  на  некоторых  иконах  можно  догадаться  только  по  женской прическе и чертам лиц, а также выступающему вперед животу.
 Описанные нами иконы имеют тот же сюжет и систему персонажей, что и русские заговоры от лихорадки1. Заговор имеет следующие сюжетные звенья, которые отразились в композиции икон: св. Сисиний сидит на Синайской горе; из моря появляются 7 или 12 лихорадок; св. Сисиний обращается с молитвой к Господу;  Господь  посылает  архангела  Михаила  (или  Сихаила,  Рафаила); архангел  спрашивает лихорадок, куда они  идут  и как их зовут; каждая из лихорадок называет  свое  имя  и  рассказывает  о  тех  болезнях,  которые  она насылает на человека; архангел бьет лихорадок и наносит им раны; те клянутся, что они не придут в дом, где будет произноситься имя архангела. На  иконе  сюжетное  действие заговора переводится  на  язык пространственных образов. При этом иконы имеют не только общие черты с соответствующими заговорами, но и многочисленные отличия от них. Одно из них связано с тем, что на иконе архангел Михаил, как правило, изображен с жезлом, которым он поражает лихорадок. Между тем в заговорах архангел допрашивает лихорадок, наносит им раны, бьет их прутьями, прогоняет обратно в ад и т.д., но нигде не говорится о том, что он наносит им удар жезлом. Это и понятно, ведь символическая функция заговора не в том, чтобы уничтожить лихорадок, а в том, чтобы прогнать их и не позволить вернуться. По-видимому, создатели иконографического типа воспользовались широко известным им по множеству икон изображением архангела Михаила с копьем или жезлом в руке (см., например, иконы «Чудо в Хонех» и «Архангел Михаил —воевода»). При этом  возникло  два  противоречия,  которые  отчасти  определяют  специфику данных икон:  во-первых, агрессивный жест  архангела Михаила  направлен против беззащитных обнаженных женщин; во-вторых, на иконе изображено множество женских демонов, в то время как жезл может поразить только одну из них. Бросается также в глаза несоответствие динамичного жеста архангела и статического изображения лихорадок, которые никак не реагируют на то, что копье поражает одну из них. Жезл архангела иногда направлен в низ живота одной из женщин. На других иконах одна из девиц стоит, сильно наклонившись вперед, а жезл архангела направлен в ее зад. Можно думать, что здесь сказался своеобразный юмор художника. Помимо икон, сюжет о 12-ти лихорадках получил также воплощение в иллюстрированных рукописях. Нам известны репродукции одной картинки и описание  другой.  Первая  иллюстрация  опубликована  в  «Истории русской литературы» под  редакцией  Евгения  Аничкова2.  Под  картинкой  имеется подпись:  «Двенадцать трясовиц: Трясовица,  Медия,  Гарустошо,  Коркуша, Коркодия, Желтодия, Люмия, Секудия, Пухлия, Чемия, Немодия, Невия перед св. Сисинием» (Аничков 1908, вклейка  между с. 40 и 41). Подобная иллюстрация имелась также в рукописном сборнике середины XVIIIв.,  приобретенном  Николаем Виноградовым  на  толкучке  в  Костроме летом 1907 г.3На картинке изображен эпизод, когда св. Сисиний уже обратился за помощью к 4-м евангелистам и архистратигу Михаилу, те взяли в руки пучки розог, а Михаил уже начал свое движение вниз. Далее в заговоре следует сцена жестокого избиения лихорадок, после чего каждая из них называет свое имя, 1О восточнославянских заговорах от лихорадки см.: (Агапкина 2010, с лит.).2В черно-белом варианте она воспроизведена также в современном переиздании этой книги (Аничков  2002:99),  в  книге  Вильяма  Райана  (Райан  2006:335)  и  в  томе  трудов  Института Варбурга, в котором опубликована статья В. Райана «Ancient Demons and Russian Fevers» (Ryan 2006:50).3К сожалению, данная рукопись известна только по описанию Николая Виноградова.
Однако  эти  события  не  получили  отражения  на  картинке.  Поэтому изображенная на ней сцена кажется вполне мирной; во всяком случае никто здесь никого не бьет и не терзает. Если в заговоре имена лихорадок становятся известны одно за другим по мере того, как сами лихорадки их называют, то на картинке 5 имен просто надписаны над лихорадками, а остальные 7 имен можно узнать из подписи под картинкой или из самого заговора. 9 лихорадок изображены в два ряда: пятеро в первом  ряду  и  четверо  во  втором,  причем  первые  5  одеты  в  длинные разноцветные рубашки или платья, подвязанные поясом высоко под грудью, а четверо во втором ряду, кажется, вообще не одеты, но при этом прикрыты по грудь  холмиком  и  деревьями  на  нем.  У  всех  женщин  длинные  волосы, распущенные по плечам. Первая  из лихорадок, которую  зовут  Трясовица,  «держит  в  руках маленького красного человечка, окруженного языками пламени» (Виноградов 1909/2:7). Лихорадка, одетая в ярко красное платье, прижимает человечка к своему телу таким образом. что он сидит на ее руках, как ребенок. При этом, однако, человечек имеет бороду и совершает явно не детский жест: поднимает кверху руки, согнутые в локтях, как бы выражая этим свой ужас. По-видимому, таким  образом  художник  проиллюстрировал  слова Трясовицы:  «Яко  пещь распаляет дровами, тако я распаляю у человека все члены и кости»(Виноградов 1909/2:7). Вероятно, бородатый мужчина, объятый огнем, —это тот самый человек, которого распаляет своим огнем лихорадка. Рассмотренный  нами  случай,  кажется,  единственный  в  русской традиции, когда заговор повлиял на икону. Естественно возникает вопрос о том, как это могло произойти. Мы можем предложить здесь три объяснения, которые дополняют друг друга.1. Заговоры  от  лихорадки рассматриваемого типа близки неканоническим молитвами  даже  апокрифическим статьям. Они  широко представлены в рукописной традиции, в которой могут иметь надписания со словами «молитва», «сказание», «видение» и даже «повесть».2. Хотя заговоры от лихорадки вносились в индексы отреченных книг, они были широко распространены и включались в особое чинопоследование от лихорадки, которое осуществлялось священниками, хотя и не было официально признано церковью (Лахтин 1912:44–46, No 501; 1660-1670-е гг.). Поэтому люди вполне обоснованно могли воспринимать эти тексты именно как церковные молитвы, а не знахарские или колдовские заговоры. Заговоры от лихорадки были тесно связаны с народными верованиями, для которых также характерна персонификация лихорадки и представление ее в образах одного или нескольких женских демонов. В этом случае народная и церковная демонология  вполне  органически дополняли  друг  друга. Икона визуализировала заговор  от  лихорадки и  воспринималась заказчиками  и владельцами икон как оберег от болезни. Итак,  предпосылки  для  формирования  рассмотренного иконописного типа создала  совокупность трех факторов: повествовательный, занимательный  характер  текста,  близкого  апокрифическим  нарративам; восприятие текста как псевдоцерковной молитвы или даже части церковного чинопоследования от лихорадки; соответствие образов заговора народным поверьям о лихорадках.

https://studylib.ru/doc/4214063/andrej-toporkov--moskva--rossiya-
Везде пиши пса Покоем, а не Псями, кое общение псу со псалмом?!

Оффлайн Владислав

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 31341
  • ГАВ!
Re: Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #42 : 15.11.2020, 09:38:08 »
Канонизировать? Ну, не знаю...

Ну, канонизировали же Шмореля.
Грехи людей пересчитать вы так усердно рвётесь.
Начните со своих.. и до чужих вы вряд ли доберётесь..

Оффлайн Владислав

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 31341
  • ГАВ!
Re: Иконопись, которую мы не знаем.
« Ответ #43 : 15.11.2020, 09:40:12 »
Классная тема.

Новые знания.
Грехи людей пересчитать вы так усердно рвётесь.
Начните со своих.. и до чужих вы вряд ли доберётесь..