Соборование.

Автор Тема: Соборование.  (Прочитано 35419 раз)

Оффлайн Мария

  • Покинула форум...
  • Тут мой дом
  • ****
  • Сообщений: 541
Соборование.
« : 03.04.2006, 21:21:00 »
Милые девочки, поделитесь пожалуйста с неопытной.

Хочу пойти на соборование. У нас оно каждую субботу с 2-х часов. Сказали в течении 3-х дней до или после нужно пройти причастие. Как это делается уже знаю - решила пойти на причастие после с соборования - в воскресенье.

Скажите пожалуйста, как готовиться к соборованию. Нужно ли молитвы читать перед этим таинством или еще что-либо делать?

Оффлайн Т.Н.

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 2083
Соборование.
« Ответ #1 : 23.05.2006, 15:52:14 »
Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется... Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Рассказывает протоиерей Валентин АСМУС.

Прощение забытых грехов

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Из глубины веков

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес...” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг... Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.



Два варианта, одна суть

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес...”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Как не надо

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям “Фомы”. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Оффлайн Кот

  • Бываю часто,пишу редко
  • *
  • Сообщений: 74
  • Катерина, г.Москва
Re: Соборование.
« Ответ #2 : 29.03.2009, 18:15:28 »
Знающие форумчане, подскажите пожалуйста! ( :blond:) Соотносится ли как-то Таинство Соборования с Таинствами Исповеди и Причастия? Обязательны ли Покаяние и Причастие до или после Соборования?

Оффлайн _Аня_

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 4185
  • Сибирския мы..
Re: Соборование.
« Ответ #3 : 29.03.2009, 18:54:34 »
Знающие форумчане, подскажите пожалуйста! ( :blond:) Соотносится ли как-то Таинство Соборования с Таинствами Исповеди и Причастия? Обязательны ли Покаяние и Причастие до или после Соборования?
Мне кажется, что соборование похоже на окончательную "уборку" души. Основная "уборка" происходит во время исповеди и причастия. А вот то, что не заметили, не смогли "убрать" при этих таинствах, устраняется при соборовании.
Аналогию можно привести из жизни: вот, например, если мой сын убирается на кухне, то он не всё замечает - то кастрюлю грязную оставит на плите, то стол не вытрет. И вот после его уборки на кухню иду я, чтобы убрать то, что он просто не заметил.
А если бы он вообще не убирал? Конечно, по своей великой любви к нему, я могла бы всё это сделать сама. Но было бы это на пользу ему? Будет ли он развиваться при этом?
Также и соборование: по великой любви к нам, Господь может всё нам простить. Но мы, не имея опыта покаяния и, естественное в таких случаях - изменения, будем грешить опять. Так до каких пор нам будет Господь прощать наши грехи "просто так", без усилий с нашей стороны?
И я лично считаю, что исповедь и причастие необходимы именно ПЕРЕД, а не ПОСЛЕ соборования. Для того, чтобы соборование было именно той помощью нашей душе, которая будет дополнительным, а не основным способом очищения. Думаю, что от этого будет пользы больше.
Не бывает безвыходных ситуаций. Есть только ситуации, выход из которых тебя не устраивает...

Оффлайн Татьяна Николаевна

  • Хозяйка форума
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 61487
Re: Соборование.
« Ответ #4 : 29.03.2009, 19:22:23 »
да, правильно, Анютка, говоришь...только причащаюсь я после соборования
исповедь, соборование, причастие - вот так...

Оффлайн _Аня_

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 4185
  • Сибирския мы..
Re: Соборование.
« Ответ #5 : 29.03.2009, 19:27:25 »
А нам батюшка советует именно до соборования причаститься.
Не бывает безвыходных ситуаций. Есть только ситуации, выход из которых тебя не устраивает...

Оффлайн р.Б. Валентина

  • Хорошо мне тут
  • ***
  • Сообщений: 293
Re: Соборование.
« Ответ #6 : 29.03.2009, 19:28:44 »
Прошу прощения за то, что выскажусь в несколько ином ключе. :sad2:
Не все священники, а также не все святые Отцы, или даже скорее мало кто из Отцов, сходятся в том, что во время соборования прощаются забытые грехи. Тем более ни Евангелие ни Апостол об этом не говорят. Как основанием для такого понимания Таинства приводятся слова Апостола "...и если он соделал грехи, простятся ему". Исходя из этого делается вывод, грехи простятся, подчистятся те, что не были ранее подчищены. Но!!! Мне совершенно непонятно почему слова, следующие сразу же за этими словами, никогда не упоминаются и их смысл игнорируется. Далее ведь сказано: "Исповедайте убо друг другу согрешения, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете". Мне видится неразрывная связь: исповедь-прощение-исцеление. Без исповеди и покаяния прощение сомнительно. Конечно, Господь милостив, и, если будет воля Его всё простит. Но Священное Писание не даёт оснований связать Его милость и всепрощение с этим Таинством.

Оффлайн р.Б. Валентина

  • Хорошо мне тут
  • ***
  • Сообщений: 293
Re: Соборование.
« Ответ #7 : 29.03.2009, 19:33:41 »
Речь в Послании Апостола идет только только о исцелении от телесного недуга. Об этом же говорят все молитвы, входящие в чинопоследование. В молитвословиях самого чинопоследования Таинства испрашивается «восстание от одра» того, кто именуется не просто болящим, а «люте болящим», «в нуждах страстей мучимым» и недуги которого именуются «горькими болезнями», «неисцельными язвами», «болезнями тлетворными» - указывают на то, что таинство Елеосвящения установлено и совершается для благодатного исцеления только больных тяжкими недугами. Будущие болезни, предстоящие опасности, риск погибнуть на войне или в иных опасных обстоятельства, старость с её естественными немощами не являются основанием для совершения таинства. Эти случаи буквально по пунктам перечислены в указаниях священнослужителей. На это указывал также покойный патриарх. К сожалению, сейчас не нашла ссылку. Постараюсь найти попозже.

Оффлайн ElenaUA

  • Тут мой дом
  • ****
  • Сообщений: 938
  • Лена,Украина
Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог...

Оффлайн р.Б. Валентина

  • Хорошо мне тут
  • ***
  • Сообщений: 293
Re: Соборование.
« Ответ #9 : 30.03.2009, 11:03:43 »
http://www.pravmir.ru/article_928.html
http://www.pravoslavie.ru/smi/258.htm

Именно такие трактовки и становятся всё более и более популярными. Но внимательный читатель даже в этих статьях заметит много "интересного". Протоиерей валентин Асмус пишет: "Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых... грехов." Церковь верит. В этом утверждении и не совсем правда и не совсем ложь. Церковь, то есть члены Церкви, конечно могут верить или не верить. Но у нас есть учение Церкви, то, что утверждено святыми Отцами. Так, по учению Церкви речь в таинстве соборования не идет о прощении грехов, о дальшейшем использовании масла, пшеницы и других применявшихся продуктах. Об этом протоиерей упоминает, но тоже как-то вскольз: "..Мы их раздаем только по усиленным просьбам прихожан. А в древности ничего после соборования не раздавали, но все сжигалось". Мне эта ситуациация видится весьма странной. Ни разу не видела "усиленных просьб", всё просто раздаётся вместе с советами, как это употреблять. На мой вопрос о масле с соборования, один батюшка мне категорично сказал: "Сжечь!"

Поэтому, ещё раз повторюсь, что утверждения разных священников, даже таких популярных и публичных, как протоиерей Валентин Асмус и священник Максим Козлов, есть частное мнение. Как учит Церковь в этих вопросах можно узнать, в частности, по богослужебной литературе и книгах указаний для священнослужителей. Можно попробовать спросить у здешних батюшек, кстати.

Оффлайн р.Б. Валентина

  • Хорошо мне тут
  • ***
  • Сообщений: 293
Re: Соборование.
« Ответ #10 : 30.03.2009, 11:15:46 »
Рекомендую статью иерея Вадима Коржевского. Священника с которым я даже захотела встретиться лично после чтения некоторых его статей. Не поленилась, поехала за три-девять земель, и не была разочарована. Напротив, ещё раз убедилась, что не перевелись пастыри добрые на земле Русской.

http://russned.ru/hristianstvo/ochischaet-li-soborovanie-ot-vseh-zabytyh-grehov

(Жаль только, что сайт частенько бывает недоступен. Но эти явления временны. Если не открывается, попробуйте в другой раз.)

Как-то при обсуждении этих вопросов, упоминания мнение преподобного Амвросия Оптинского и того же прот. Валентина Асмуса другой священник ответил: "Все восемь молитв этого Таинства говорят именно о телесной немощи. Ни в одной из них о невольно забытых грехах не упоминается. Давайте смотреть в Требник, где выложено чинопоследования Таинства, а не на размышления и мнения".

Оффлайн Певчая птица

  • Екатерина, г. Киев
  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 2479
  • Я люблю - и, значит, я живу!
Re: Соборование.
« Ответ #11 : 30.03.2009, 12:48:57 »
Так, по учению Церкви речь в таинстве соборования не идет о прощении грехов, о дальшейшем использовании масла, пшеницы и других применявшихся продуктах. Об этом протоиерей упоминает, но тоже как-то вскольз: "..Мы их раздаем только по усиленным просьбам прихожан. А в древности ничего после соборования не раздавали, но все сжигалось". Мне эта ситуациация видится весьма странной. Ни разу не видела "усиленных просьб", всё просто раздаётся вместе с советами, как это употреблять. На мой вопрос о масле с соборования, один батюшка мне категорично сказал: "Сжечь!"
В моем храме тоже никогда ничего не раздается, стаканчики собираются служительницей и потом все сжигается. Иногда люди не знают, спрашивают батюшку, можно ли забрать, всегда категорический отказ.
Хотя я знаю, что в других храмах раздается.
С любовью, Певчая птица.

Оффлайн Певчая птица

  • Екатерина, г. Киев
  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 2479
  • Я люблю - и, значит, я живу!
Re: Соборование.
« Ответ #12 : 30.03.2009, 12:56:34 »
Все восемь молитв этого Таинства говорят именно о телесной немощи. Ни в одной из них о невольно забытых грехах не упоминается. Давайте смотреть в Требник, где выложено чинопоследования Таинства, а не на размышления и мнения
Валентина, дома у меня нет требника, но я уже несколько лет на соборованиях прислуживаю чтецом. Помню точно, что в молитвах священника есть упоминание о грехах: "а если согрешили они тем-то, тем-то и т.д....", а в одной из молитв, где священник молится не только за соборующихся людей, но и о себе, звучит: "а если согрешили мы и они..."
Я могу точнее посмотреть.
С любовью, Певчая птица.

Оффлайн Христина

  • Профессионал
  • *****
  • Сообщений: 1189
Re: Соборование.
« Ответ #13 : 30.03.2009, 13:08:07 »
По всем жизненно важным вопросам у разных священников разные мнения. И нам не удастся свести их к одному.
Наши батюшки советуют всем собороваться раз в год (не только шибко больным). Я соборуюсь два раза в год. Такие случаи, чтобы при соборовании человек исцелился от тяжелой физической болезни, бывают, но крайне редко, а вот очищение души очень многие чувствуют. Я тоже.
Полагается причащаться в ближайшие дни после соборование - чем скорее, тем лучше.
Когда говорят про исповедь перед соборованием, то имеют ввиду, что неправильно вообще не исповедываться, а сразу на соборование ввалиться, а сперва надо покаяться в тех грехах, которые за собой знаешь. Это не обязательно надо сделать в день соборования или в предыдущий, можно за неделю-две, можно и раньше. Главное - не приступать к соборованию с тяжелыми неисповеданными грехами.
Так учат у нас в храме. Мой личный опыт с этим согласуется.

Оффлайн ElenaUA

  • Тут мой дом
  • ****
  • Сообщений: 938
  • Лена,Украина
Re: Соборование.
« Ответ #14 : 30.03.2009, 14:47:29 »
Такие случаи, чтобы при соборовании человек исцелился от тяжелой физической болезни, бывают, но крайне редко

   А я лично знаю человека,"порченного" так сказать,его уже хоронили,а как пособоровали-отжил на глазах.Правда до шестого Евангелия в обморок падал,потом на стульчике смог сидеть,а последнее на ногах отстоял.На глазах прям поднялся.
   И старушку,которая умирала,а после соборования на дому еще два года на подсвечнике отстояла.
   А мнения тоже диаметрально противоположные слышала от разных священников,но раз в год рекомендуют все,как один.
   
Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог...