Человек "выше" Ангелов ?

Автор Тема: Человек "выше" Ангелов ?  (Прочитано 12432 раз)

Оффлайн Наталья:))

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 11668
  • Сердце чисто созижди во мне , Боже !
Человек "выше" Ангелов ?
« : 29.04.2009, 11:56:55 »
То, что Пресвятая Дева, Матушка наша Пресвятая Богородица  "честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим" выше всех Ангелов - сомнений никаких не вызывает.
А все остальные Души и люди ("носители" Душ), созданные по образу и подобию Господа -  "выше"  Ангелов ?
Я раньше считала , что только Матерь Божия "выше". А мы, т.е. все остальные люди - нет ...
А как правильно ?
« Последнее редактирование: 30.04.2009, 00:05:09 от Ариадна »
Милости Твоей прошу, Господи ! Милости, а не только Справедливости....

Оффлайн Анатолий

  • Ну и что, потому что!
  • Модераторы
  • *****
  • Сообщений: 1023
  • Сенокошу
Re: Человек "выше" Ангелов ?
« Ответ #1 : 29.04.2009, 12:37:25 »
Я раньше считала , что только Матерь Божия "выше".
А как правильно ?
Вообще-то есть еще и такой человек Иисус Христос.
А в остальном так и правильно, как у вас написано. Из обычных людей только Богородица. Потому что все обычные люди находятся не в естественном состоянии, а в противоестественном. Но природа-то у них от этого не изменилась, она такая же, как и у Богородицы. Значит могут. Надо только вернуться в естественное состояние и из него достичь того, что было предназначено природе человека при сотворении.
Но вот это ИМХО, то есть - мню. Можете не обращать внимания. Надо смотреть у отцов.

Оффлайн Йорген

  • Профессионал
  • *****
  • Сообщений: 1730
  • Исцеляйся, дубина, тебе говорят!
Re: Человек "выше" Ангелов ?
« Ответ #2 : 29.04.2009, 12:54:49 »
Человек как образ и подобие Божие, безусловно, выше всех ангелов. Потому что только человек, подобно Богу, имеет свободную волю и призван к обожению. У ангелов свободной воли (после падения Денницы) нет и творческого дара тоже. Бог ради человека распялся, а не ради ангелов.

Оффлайн Анатолий

  • Ну и что, потому что!
  • Модераторы
  • *****
  • Сообщений: 1023
  • Сенокошу
Re: Человек "выше" Ангелов ?
« Ответ #3 : 29.04.2009, 13:01:56 »
Вот цитаты о статусе человека:
Вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие (2 Кор. 6, 16)
но и телеса ваша храм живущаго в вас Святого Духа суть, Егоже имате от Бога, получив в себя при таинстве крещения, и несте свои: куплени бо есте ценою Крови Богочеловека. Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия (1 Кор. 6, 19-20)
Они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение" (Евр. I. 14)
Каждый из вас есть храм, и все вообще составляете храм, в котором жительствует Бог, как в Теле Христовом, как в духовном храме (Иоанн Златоуст)
Так что "по планам" сосуд Божий это не только Богородица.

А вот об ангелах: Они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение" (Евр. I. 14)

ЗЫ: А вообще увидел бы это за раздел, не стал бы я в него соваться. Тут нужны действительно знатоки.

« Последнее редактирование: 29.04.2009, 13:24:35 от Анатолий »

Оффлайн Анатолий

  • Ну и что, потому что!
  • Модераторы
  • *****
  • Сообщений: 1023
  • Сенокошу
Re: Человек "выше" Ангелов ?
« Ответ #4 : 29.04.2009, 13:04:54 »
Вот у Игнатия Бренчанинова нашел "Слово о человеке". Посмотрите главу "Определение человека".

Оффлайн андрейcuba

  • Тут мой дом
  • ****
  • Сообщений: 688
С уважением Андрей

Оффлайн Анатолий

  • Ну и что, потому что!
  • Модераторы
  • *****
  • Сообщений: 1023
  • Сенокошу
Re: Человек "выше" Ангелов ?
« Ответ #6 : 29.04.2009, 13:26:52 »
О! Отлично. Ей и тексты в руки.

Оффлайн Antonina

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 16
    • Angelologia. Православное учение об Ангелах
Re: Человек "выше" Ангелов ?
« Ответ #7 : 30.04.2009, 15:41:41 »
Согласно свящ. Олегу Давыденкову, "точного догматического решения вопрос о сравнительном совершенстве ангелов и человеков иметь не может по причинам следующего характера. Во-первых, Свящ. Писание не дает на этот вопрос однозначного ответа, и, во-вторых, нам слишком мало известно об ангельской природе, поэтому этот вопрос относится к области богословских мнений" (http://www.angelologia.ru/bogoslovie/10dogmat.htm).
Впрочем, существует фундаментальное  исследование вопроса, принадлежащее архим. Киприану (Керну): "Антропология св. Григория Паламы" (отрывок здесь: http://www.angelologia.ru/bogoslovie/188_chelovek_i_angely.htm). Нижеследующее частично вдохновлено этим трудом.
У прот. Сергия Булгакова есть мнение, что человек "по состоянию своему находится безмерно ниже ангелов. Однако по природе своей, по своему иерархическому месту в творении, в мире, человек имеет преимущество перед ангелами" (http://www.klikovo.ru/db/book/msg/6930).

Я бы сказала наоборот: человек по своей природе (тем более после падения) и по своему иерархическому месту в творении ниже ангелов, но в святости может превзойти их. "В лице своих лучших представителей человеческий род превосходит ангелов. Несомненно, Господь Иисус Христос как истинный Человек, по человечеству Своему выше ангелов. Божия Матерь почитается Церковью как "честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим", т. е. несравненно выше всех ангельских чинов" (http://www.angelologia.ru/bogoslovie/10dogmat.htm).
Но сначала надо сказать о свойствах ангельской природы и человеческой природы.

Ангелы обладают намного бОльшим ведением и могуществом, чем человек. Конечно, совершенство ангельской природы не безгранично. Так, они не знают будущего, если его им не откроет Бог (не знают, например, дня Второго Пришествия), не являются вездесущими, не могут своей силой творить чудеса и т. д. Тайна Искупления человечества им также не открыта в полной мере.

Человек, в свою очередь, обладает такой способностью, какой лишены ангелы, -   способностью к творчеству. Способность же человека творить связана с его обладанием телесностью, с необходимостью для человеческого духа "руководить", повелевать своим телом. Отсюда и способность человека изменять мир и самого себя -  посредством покаяния. Поэтому, не обладая материальным телом, ангел не имеет и возможности покаяться. Ангелы раз и навсегда избрали для себя: быть с Богом или против Него. Другой возможности проявить "свободу выбора" у ангелов, в отличие от человека, нет.
Свт. Григорий Палама говорит о духовной природе человеческой и ангельской следующее. Человеческий дух имеет в себе жизнь не только как сущность, но и как энергию, животворящую связанное с ним тело. "Духовная же природа ангелов не имеет жизни одновременно и как энергии, ибо не получила от Бога сопряженного ей тела, созданного из земли, ради которого обладала бы и силой животворящей тело". Итак, человеческому духу присуща энергия, сообщающая жизнь телу; именно в этом смысле, по мнению Паламы, человеческий дух более чем ангельский есть "по образу Божию", промышляя о теле, как Бог промышляет о мире. Однако более полный образ Божий, по которому создан человек, не делает человеческой природы выше ангельской. "Все существа умной природы, созданные по образу Творца, суть наши сослужители, хотя и превышают нас по чести, существуя вне тела и будучи в большей степени, чем мы, близки к совершенно бестелесной и несотворенной природе, в особенности те из них, которые сохранили свое достоинство и стремятся к тому, ради чего были созданы; хотя и сослужители наши, они выше нас и намного превышают нас своим достоинством". По мысли свт. Григория Паламы, сотворенные по образу Божию человеческие и ангельские духи разнятся тем, что в человеке этот образ сложнее, являя не только бытие духа в себе, но и промышление его о теле, подобное промышлению Бога о мире, тогда как ангелы являют в своем более простом духе только образ совершенства Божия, безотносительный к промышлению о внешнем. Но та же большая простота обусловливает и большую близость ангельских духов к Божественной природе, хотя и промышляющей о внешнем, но не связанной по естеству с миром, как человеческий дух с телом. Отсюда и большая высота ангельской природы, о которой говорит свт. Григорий Палама (http://www.angelologia.ru/bogoslovie/21lossky.htm).
В раю Адам нарицал имена животным, но не ангелам. Как говорит П. Малков, "ангелы древнее человека, старше его. Возникшие из небытия в первый день творения, в "нулевой" точке отсчета времен, они были свидетелями всего дальнейшего хода создания вселенной, прославляя в своих гимнах искусство Первейшего Творца, Художника и Поэта. Ангелы – старшие братья человека, ветхий же Адам, их младший брат, утратив былую святость, ушел "на страну далече" из дома своего Создателя и Отца" (http://www.angelologia.ru/inbiblia/152_Malkov.htm).
Тут мы подходим к вопросу о назначении ангелов и человека. Свт. Григорий Палама говорит: "Ангелы, хотя и превышают нас по достоинству, только исполняют Его (Бога) определения о нас, будучи посылаемы ради тех, кто имеет наследовать спасение".
Ангелы -  исполнители воли Божией, "вестники" (таково буквальное значение слова "ангел"). Только человек призван стать "причастником Божеского естества", богом по благодати. "Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом". "Не Ангелов восприемлет Он (Христос), но восприемлет семя Авраамово" (Евр. 2, 16). Обожение -  конечная цель, к которой призван человек. Через человека освящается и природа. (Это мы видим уже при жизни святых, когда исполнявшая их благодать, например, подчиняла им диких животных.)
Как писал С. Хоружий, "человек, по учению Паламы, не столько "выше" или "ниже" ангелов, сколько "существенней" их: ему, а не им принадлежит активная, ключевая роль в исполнении всею тварью своего духовного назначения. Ибо не человек обожается через ангелов, но вся тварь обожается через человека" (http://azbyka.ru/religii/induizm_buddizm/reinkarnatsiya/rannee_hristianstvo_i_pereselenie_dush_06-all.shtml).
Поэтому можно сказать, что между высказываниями "Природа ангела выше природы человека" и "Человек драгоценнее всех тварей, даже осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых" (преп. Макарий Египетский, "Духовные беседы") нет противоречия.
Человеческое естество, воспринятое Христом, прославлено и приемлет поклонение от ангелов. Но ошибочно было бы, я думаю, делать из этого вывод о превосходстве вообще человеческой природы над ангелами. Ведь то, что человеческая природа искуплена Христом, не означает "автоматического" обожения всего человечества. Но искупление открывает путь к обожению каждой человеческой личности, желающей этого.
Актуально, то есть в том состоянии, в котором человек находится сейчас, он значительно ниже ангелов. Но потенциально (то есть в случае реализации своего призвания) человек может достичь большего совершенства, чем ангелы (см. http://www.angelologia.ru/bogoslovie/10dogmat.htm).

Оффлайн андрейcuba

  • Тут мой дом
  • ****
  • Сообщений: 688
Re: Человек "выше" Ангелов ?
« Ответ #8 : 30.04.2009, 15:53:03 »
Спаси Господи Антонина за такой подробный и основательный ответ, за труды Ваши.
С уважением Андрей

Оффлайн Татьяна Николаевна

  • Хозяйка форума
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 61487
Re: Человек "выше" Ангелов ?
« Ответ #9 : 30.04.2009, 17:25:59 »
ого!
надо поизучать

Оффлайн Наталья:))

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 11668
  • Сердце чисто созижди во мне , Боже !
Re: Человек "выше" Ангелов ?
« Ответ #10 : 30.04.2009, 18:00:13 »
Огромнейшее спасибо, Антонина, за подробный и обстоятельный ответ. Спаси Господи !
Милости Твоей прошу, Господи ! Милости, а не только Справедливости....

Оффлайн Antonina

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 16
    • Angelologia. Православное учение об Ангелах
Re: Человек "выше" Ангелов ?
« Ответ #11 : 01.05.2009, 17:28:57 »
Во славу Божию!
Рада такой интересной теме!

Оффлайн Руслена

  • Уже с пропиской!
  • **
  • Сообщений: 101
  • ... и я тоже в Его руках!
Re: Человек "выше" Ангелов ?
« Ответ #12 : 26.06.2009, 22:19:05 »
 что есть человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что посещаешь его? Немногим Ты умалил его пред Ангелами, славою и честью Ты увенчал его ... Это из 8 псалма- как это интерпретировать? Из этого что следует- Бог его сделал меньше или наоборот-больше?
Боже! Укрепляй меня на путях твоих каждый день!

Оффлайн Antonina

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 16
    • Angelologia. Православное учение об Ангелах
Re: Человек "выше" Ангелов ?
« Ответ #13 : 27.06.2009, 10:03:39 »
Обычно эти слова 8-го псалма понимаются в смысле превосходства ангелов над людьми. Так в "Догматике" митр. Макария: "Ангелы суть духи более совершенные, чем душа человеческая, но ограниченные. Совершеннейшие, но ограниченные… по природе своей вообще. Прямо и ясно выражена эта мысль в словах Псалмопевца, что человек не много умален пред Ангелами (Пс. 8: 6), которые, следовательно, хотя и выше человека, но только немногим". И далее он же писал: "Святые Отцы и учители Церкви, за исключением одного или двух, единодушно признавали ангелов существами, высшими человека, и приписывали им большее ведение, большее могущество. Но вслед за Священным Писанием утверждали, что и ведение и могущество ангелов ограничены, что ангелы не знают вполне ни Бога, ни сердца человеческого" (http://www.angelologia.ru/bogoslovie/163_angel.htm).

У протопресв. Михаила Помазанского находим, что "первое и высшее место во всей лестнице тварного бытия занимают чистые и бесплотные духи. Они существа не только высшие сравнительно и совершеннейшие, но они имеют весьма важное влияние на жизнь людей… Ангелы как духи бесплотные в высшей степени способны к внутреннему саморазвитию, их ум возвышеннее сравнительно с умом человеческим; могуществом и силою, по изъяснению ап. Петра, они превосходят все земные начальства и власти (2 Петр. 2:11). Природа ангела выше природы человека, как это выражает Псалмопевец, когда с целью возвеличить человека замечает, что он "не много умалил его" по сравнению с ангелами (Пс. 8: 6)" (http://www.angelologia.ru/bogoslovie/3dogmat.htm).

Свящ. Олег Давыденков рассматривает не то, совершеннее ли природа ангела или человека, а то, как соотносится совершенство ангелов с совершенством человеческим и говорит: "В лице своих лучших представителей человеческий род превосходит ангелов. Несомненно, Господь Иисус Христос как истинный Человек, по человечеству Своему выше ангелов. Божия Матерь почитается Церковью как "честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим", т. е. несравненно выше всех ангельских чинов.
Некоторые из свв. отцов обосновывали превосходство человека перед ангелами фактом Боговоплощения. Вследствие Воплощения, через таинство Евхаристии, человек может войти в более тесное, нежели ангелы, единение с Богом. Об этом говорит прп. Ефрем Сирии: "Выше ангелов поставил тебя Бог, когда в лице Своем приходил на землю, быть за тебя Ходатаем и твоим Искупителем". Действительно, в Евр. 2, 16 сказано: "Не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово". Некоторые из свв. отцов видели преимущество человека пред ангелами в том, что в отличие от ангелов, существ по природе простых, человек обладает сложной природой. Он сопрягает в себе два мира: чувственный и сверхчувственный, поэтому именно от человека, от его свободной воли зависят конечные судьбы мира. Именно телесностью обусловлены творческие способности человека. Свт. Григорий Палама пишет: "Потому что соединенный с телом дух обладает живительной силой, которой он одушевляет свое тело и управляет им. Это та способность, которой нет у ангелов, духов бестелесных". Иными словами, ангел как чистый дух не имеет творческой силы, т. к. не соединен с материальным телом". В Евр. 1, 14 говорится, что ангелы находятся в некотором подчиненном положении по отношению к людям: "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?" Т. е. цель ангелов — служение человеку. Эти слова ап. Павла могут быть истолкованы в том смысле, что ангел не есть самостоятельный субъект действия, а служебное орудие по отношению к человеку… Что касается стиха "Не много Ты унизил его пред Ангелами" (Евр. 2, 7), то его смысл, как считает арх. Кассиан (Безобразов), не совсем правильно передан в синодальном переводе. Правильнее было бы "не много" перевести как "на немного", то есть ненадолго: "не на долгое время Ты унизил его пред Ангелами". Иными словами, человек совершеннее ангелов, но на некоторое время умален" (http://www.angelologia.ru/bogoslovie/10dogmat.htm).

(В скобках надо заметить, что в переводе Псалтири, выполненном Е. Н. и И. Н. Бируковыми (изд. в 2003 г. Свято-Тихоновским Богословским институтом) стих 6 псалма 8-го звучит так: "Умалил Ты его лишь немногим пред ангелами".)

Архим. Киприан (Керн) в своем исследовании богословия свт. Григория Паламы писал: "Ангельский мир превосходит нас, людей. Их духовность делает их наиболее близкими и родственными Богу. Но неверно было бы думать, что во всем и навсегда Ангелы предназначены быть выше человека. Святитель Григорий Палама развил исключительно высокое учение о человеке. Он любит говорить, что человек во многом превосходнее Ангелов; он развивает учение о возвышенном призвании человека…
Глава афонских исихастов, сам близкий к ангельскому бесплотному житию, дерзает восхвалять человека так, как, может быть, мало кто из отцов Церкви. Он очень определенно говорит о высоте человека, о «богопричастной» плоти, о превосходстве человека над миром Ангелов. Указав на некоторые стороны, которыми Ангелы превосходят человека, он не боится говорить и о том, что возвышает человека над Ангелами и делает его самым дорогим и прекрасным цветком всего мироздания. Это им унаследовано от мистической традиции Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника…
Тело не умаляет естества человеческого; наоборот, оно его восполняет, сообщает некоторую законченность. В человеке благодаря этому Палама находит и превосходство его над Ангелами. Прежде всего это имеет отношение к образу Божию в человеке. Если Ангелы превосходят человека по подобию, то по образу Божию душа человека выше Ангела. «Умное и словесное естество души, — говорит он, — одно только обладает и умом, и словом, и животворящим духом. Только оно одно больше, чем Ангелы, было создано Богом по Его образу. И этого изменить нельзя, хотя бы даже оно и не знало своего достоинства и не чувствовало и не действовало достойно Создавшего его по Своему образу. Так после прародительского греха... утратив житие по Божественному подобию, мы не потеряли житие по образу Его». Это первое, что возвышает человечество над миром бесплотных небожителей. Вспомним, кстати, что эта мысль проходит и в нашем литургическом богословии: «…образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений».
Второе преимущество усматривается в назначении человека, в его особом господственном положении в иерархии мироздания: «Нет ничего возвышеннее человека, — учит фессалоникийский первосвятитель, — и это устроено так для того, чтобы ему посоветовать и предложить то, что ему будет на пользу, и чтобы он познал это и исполнил; если только человек желает принять этот совет, то он сохраняет свой чин (свое достоинство) и познает самого себя и Того Единого, Кто выше его, и соблюдает то, чему он от этого Высшего Существа научен».
Таким образом, Ангелы суть служебные духи, «литурги», не только Высшего Ума, но и ниже их по достоинству стоящих людей. И это единственный им данный Богом удел. Человек же, по самому естеству своему и назначению, призван занимать положение господствующее. Он предназначен к царствованию над этим миром. Конечно, это его господствующее положение стоит в прямой связи с его телесностью, с тем, что плоть его от века предназначена для вочеловечения Слова Божия. Предназначена, предуведана прежде сложения мира для непорочного и пречистого Агнца Христа (см.: 1 Пет 1, 19–20). От века изволено в Предвечном Совете Святой Троицы, чтобы Сын Божий стал Сыном Человеческим, Богочеловеком, а не Богоангелом. Поэтому и в плане сотериологическом и аскетическом можно говорить об обожении человека, а не Ангела. И человеку в творческом замысле Божием дано быть способным к этому сочетанию Бога с его естеством в одной Ипостаси…
Если до воплощения Слова Божия человек был в глазах религиозного мыслителя мало чем умаленным от Ангелов (см.: Пс 8, 6), то после вознесения нашего естества на небо человек превышает самых приближенных к Богу Ангелов…
А если человеку дано быть выше Ангела, то понятно, что и совершеннейший Цвет всего человечества, Пречистая Богоматерь, становится Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим. Благодаря тому же взгляду на соотносительность человеческого и ангельского Палама видит совершеннейших подвижников духа превосшедшими ангельские чиноначалия. Стоящий по своей плотяности ниже «вторых светов» человек благодаря подвигу стяжания Святого Духа может их превзойти и сам приблизиться к Первоисточнику Света, к Сверхсущественнейшему Естеству. Примеры тому он видит в святом Иоанне Предтече, святых апостолах Петре и Павле, великомученике Димитрии. Но ими, конечно, это не ограничивается. К этому призваны все святые, или, точнее, все люди, поскольку святыми должны быть все" (http://www.angelologia.ru/bogoslovie/188_chelovek_i_angely.htm).

Вот толкования свт. Афанасия Великого и свт. Иоанна Златоуста на 8-й псалом: http://mission-center.com/inside.html?pid=1188381121943409. Свт. Афанасий замечает, что у апостола Павла слова "не много Ты унизил его пред Ангелами" относятся ко Христу (см. Евр. гл. 2). Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании послания к Евреям говорил: "Все это сказано о человечестве вообще, преимущественно же, однако, может относиться ко Христу по плоти. Ибо Он, Сын Божий, посетил ничтожное человеческое естество и, восприняв его и соединив с Собой, соделался превыше всех… Быть мало чем умаленным сравнительно с ангелами - более относится к Нему, чем к нам. Ибо Он, пробыв три дня во аде, как человек, не много умален пред ангелами, так как они совершенно непричастны смерти. А мы, надолго подверженные тлению, не немного, но совсем много умалены в сравнении с ними. И быть увенчанным славой и честью за страдание - относится более к Нему, чем к нам" (http://www.icona.ru/lib/cm/hbr/?num=02).

Согласно Дионисию Ареопагиту, по самой своей природе, не только по совершенству, ангелы выше человека (см. http://www.angelologia.ru/patrologia/3_florovsky.htm).

А у преп. Иоанна Дамаскина находим следующее рассуждение. После Воплощения Христа человеку дана пища вечная и нетленная - в святой Евхаристии. В Евхаристии все становятся "причастниками Божества Иисуса" и воссоединяются и сообщаются между собой, как члены единого тела. Евхаристический хлеб уже дву-природен через соединение с Божеством, как некий угль пламенеющий, срастворенный огнем. Это - "начаток будущего хлеба", - Тело Господа духовно, ибо рожденное от Духа дух есть. И образ (предобраз) будущего века, когда причастие Божеству Христову будет осуществляться непосредственно, чрез созерцание. Это будет уподоблением Ангелам. Впрочем, человек уже выше ангелов, превознесен над ними. Ибо ангелом не соделался Бог, но стал истинным и совершенным человеком. И естество ангельское не усвоено Словом в Его ипостась. Ангелы только причастны благодати и действий Божиих. А людям в Евхаристии дано большее, - ибо со Святыми Тайнами Бог соединен по ипостаси.
Крестом упразднена смерть, разрешен грех, открыто воскресение, устроено возвращение к древнему блаженству..." Смерть Христа или Крест облек нас в ипостасную Божию мудрость и силу" (срв. Гал. 3: 27). И в этом залог воскресения, как последнего "восстановления падшего". Во святых уже предварено это воскресение. Ибо "святые не суть мертвые". Не подобает называть мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Воскресшего Начальника Жизни. Они царствовали над страстями и сохранили неповрежденным подобие образа Божия, по которому и были сотворены. Они свободою своею соединились с Богом и приняли Его в жилище сердца своего, - и, приобщившись Ему, по благодати соделались тем, чем Он есть по естеству. Рабы по природе, они друзья Христовы по избранию, и Сыны по благодати. Ибо стали сокровищницею и жилищем Бога. И потому и в смерти, - лучше сказать, во сне, - они живы, ибо они - в Боге и Бог есть свет и жизнь. Об ангелах Писание не говорит, что они совоссядут со Христом на престоле славы в день судный, - "ни что они будут соцарствовать, ни что сопрославятся, ни что будут сидеть у трапезы Отчей". А о святых это сказано. И пред ними будут трепетно стоять ангелы. Уже теперь пред человеческим естеством, "сидящим во Христе на престоле славы", предстоят ангелы в трепете и страхе. Через Христа "естество из нижних земли взошло превыше всякого начальства и в Нем воссело на Отческом престоле"... "Мы существенно освятились с тех пор, как Бог Слово стал плотию, уподобившись нам во всем, кроме греха, и неслиянно соединился с нашею природою и неизменно обожествил плоть чрез ее взаимообщение с Божеством ("перихоризис"). И мы существенно освободились с того времени, как Сын Божий и Бог, будучи бесстрастным по Божеству, пострадал через принятие человеческой природы, заплатил наш долг, изливши на нас верное и достойное удивления искупление, ибо умилостивительна пред Отцом и священна кровь Сына. Мы существенно соделались бессмертными с того времени, как Он, сошедши во ад, возвестил от века связанным душам: пленным отпущение, слепым прозрение, и, связавши крепкого, преизбытком силы воскрес, сделавши нетленною принятую Им нашу плоть. Мы существенно усыновились со времени рождения водою и Духом"... (см. http://www.biblicalstudies.ru/Books/Flor58-8.html).

Видимо, свящ. Олег Давыденков прав, когда говорит, что "точного догматического решения вопрос о сравнительном совершенстве ангелов и человеков иметь не может… Во-первых, Свящ. Писание не дает на этот вопрос однозначного ответа, и, во-вторых, нам слишком мало известно об ангельской природе, поэтому этот вопрос относится к области богословских мнений" (http://www.angelologia.ru/bogoslovie/10dogmat.htm).

Оффлайн Конрад Карлович

  • If you going to San Fransisko
  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 30763
Re: Человек "выше" Ангелов ?
« Ответ #14 : 27.06.2009, 10:55:28 »
Аристипп Менандрович , у ангелов есть свободная воля , но проявила она себы мгновенно , т.к нет тела у этих служебных духов. А вот святитель Иоанн Златоуст говорил: "Не дело ангелов творить , дело ангелов предстоять". Т.е человек в замысле божием действительно ближе к Богу , т.к. имея тело может творитть.
Давид играл, а Бог внимал -
Такую сказку я слыхал
Но что тебе о ней сейчас толкую?
Играл он так: четыре, пять
Минорный вниз,
И вверх опять,
Так павший царь придумал
Аллилую