Очень в тему услышал я сегодня один отрывок лекции профессора МДА А.И.Осипова по апологетике.
Далее выдержка из аудиозаписи...
Христос - есть Спаситель. И поэтому правильную Веру имеет только тот человек, который увидит, что он нуждается во спасении. То есть, правильная вера во Христа, прежде всего, предполагает вИдение того, что я являюсь действительно тем человеком. которому нужно спасение. Вот - основа, вот - фундамент, вот - камень. Если хотите - краеугольный. Тот, кто не видит себя таковым, то есть не чувствует этого, не чувствует того действия страстей, которые его так мучают, что он с ними не может справиться... То есть, не может справиться только сам, потому что Бог не спасает нас без нас самих. Пока человек не увидит этих двух вещей - он не может иметь правильной или Православной Веры во Христа. То есть, во-первых - увидеть, что я погибаю, а во-вторых - что я не могу только сам избавиться от этих мучителей [страстей].
Эти вещи в аскетической литературе называются "познанием себя". И это лежит в основании духовной жизни. Поскольку я отталкиваюсь от сочинений Игнатия Брянчанинова, то я буду зачитывать некоторые его мысли. Итак, подтверждаю свою мысль - "начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения. От такого взгляда на себя человек признаёт нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, Веры и покаяния. Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели - не может принять Христа...".
И дальше он произносит удивительную вещь - "...не может уверовать во Христа, не может быть христианином". Вы слышите, это говорится о христианах! И дальше продолжает - "К чему Христос для того, кто сам и разумен и добродетелен, кто удовлетворён собой, кто признаёт себя достойным всех наград земных и небесных"... Замечательные слова! Это, если хотите - ключ к пониманию всей духовной жизни.
Что обращает на себя внимание в этих приведённых словах? Следующее, любопытное, я бы сказал, явление. Когда мы рассуждаем о религии, об обращении в христианство, о вере во Христа, то обычно мы считаем что Вера является началом всего. И, кажется, справедливо - без Веры невозможно угодить и Богу, помните? Он же [свт. Игнатий Брянчанинов] подчёркивает, что оказывается сама Вера невозможна у человека до тех пор, пока он не увидел, что он не тот человек, которым должен быть. И пока он этого не увидел - всё то, что мы называем верой - не есть Вера. Это или пустышка, или такая, самая предварительная, рациональная вера, которую, помните, Хомяков как называл - "вереньем", а не верой. Так вот, оказывается, что начало обращения ко Христу и сама вера в Него, оказывается, рождается из познания своей греховности. А не сознающий своей греховности - не может уверовать во Христа...
Вы теперь поймёте такие, кажется, парадоксальные факты из Евангелия и из истории ранней христианской церкви. Когда Христос с такой полной любовью относится к откровенным, очевидным грешникам - то женщина, то мытарь, то разбойник на кресте... И посмотрите, как Он относится к тем, которые не осознают своей греховности, которые видят себя праведными - "змеи и порождения ехиднины"...
И ясно почему - сознающий свою греховность уже способен к вере во Спасителя. Не сознающий же своей греховности - не нуждается в Спасителе. Почему Он и говорил - "не здоровый имеет нужду во враче, но больные. И Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию". То есть тех, кто видит себя грешниками...