В настоящее время сверху антиминса на престоле полагается
Евангелие, обычно украшенное, и в драгоценном переплете, с изображениями на верхней крышке. В середине крышки изображается Воскресение Христово, а по углам - четыре Евангелиста. В древности Евангелие находилось не на престоле, а в особом отделении при алтаре - сосудохранилище, и торжественно вносилось в алтарь перед тем, как должно было читаться ("малый вход").
Рядом с Евангелием полагается на престоле
крест, ибо на престоле приносится Бескровная Жертва в память той жертвы, которую Господь принес на кресте. Этот крест, как и Евангелие, называется "
напрестольным". Иногда ставится еще крест за престолом (запрестольный крест).
Над престолом в древних храмах устраивался
киворий, или, по-славянски,
сень - род балдахина, поддерживаемого четырьмя колоннами. Сень бывала и в старых русских церквах. Она символизирует собою небо, распростертое над землей, на которой приносится жертва за грехи мира. Вместе с тем, сень обозначает "невещественную Божию скинию", то есть славу Божию и благодать, которой покрывается Он Сам, "
одеяйся светом, яко ризою, и Седяй на превознесенном престоле славы Своей".
Под киворием над серединой престола ранее висел
перистерий - сосуд в виде голубя, в котором хранились запасные Святые Дары на случай причащения больных и для Преждеосвященных Литургий. В настоящее время это изображение голубя кое-где сохранилось, но оно потеряло свое первоначальное практическое значение: теперь этот голубь служит уже не сосудом для хранения Святых Таин, а лишь символом Святого Духа.
Для хранения Святых Таин теперь на самом престоле ставится специальный ковчег или
кивот, называемый также
дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня или в виде церкви. Там же хранится обычно и святое миро.
Также, внутри дарохранительницы или прямо на престоле, располагается
дароносица - переносная дарохранительница для ношения Святых даров. Она используется для осуществления таинства Причастия вне храма и представляет из себя небольшой ковчег, в котором находятся маленькие потир и лжица, ковчежец для Даров, сосуд для вина, губка и плат.
На престоле также устанавливаются светильники для изображения Света Христова, просвещающего мир.
Ничего, кроме священных предметов, не должно находиться на престоле. Вновь рукоположенному священнику даже предписывается: "на
трапезе не положи ничего, разве Евангелия и Таин и прочих священных". Также, никто, кроме епископов, священников и диаконов, не должен касаться престола и лежащих на нём предметов.
За престолом иногда ставится
семисвечник, напоминающий ветхозаветный семисвечник, находившийся в святилище.
За престолом, у самой стены в алтарной
абсиде, как мы уже говорили, устраивается горнее место, представляющее собою седалище для епископа, и по бокам его места для пресвитеров. Туда восходит во время чтения Апостола служащий епископ, который изображает собою Господа славы. По бокам его садятся пресвитеры, изображающие Апостолов. Их места называются
сопрестолием.