Гимнография. Объяснение названий церковных песнопений

Автор Тема: Гимнография. Объяснение названий церковных песнопений  (Прочитано 21566 раз)

Оффлайн Александр_

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 3330
   
Объединённая тема.

 Решил начать параллельно ещё одну тему, потому как вопросы типа "а что такое кондак или икос?" звучат довольно часто. Да и для лучшего понимания Литургики тоже полезно будет.

    Гимнографией (от греч. hymno — торжественная песнь и graphein — писание) называется раздел литургики, изучающий тексты молитв и богослужебные песнопения. Мы здесь рассмотрим только основные формы богослужебных песнопений: Антифон, Тропарь, Кондак, Акафист, Стихира, Канон, Ирмос, Катавасию, Ипакои, Акростих, Седален, Светилен, Прокимен, Аллилуарий, Причастен, Полиелей и Непорочны.
    Вообще же, в разделе гимнографии изучаются ещё и типы метрических / мелодических форм, называемые Самоподобен, Самогласен и Подобен, но это представляет интерес, в основном, для певцов на клиросе, потому мы их не будем обсуждать (если только вы сами не попросите ;) ).
« Последнее редактирование: 28.02.2009, 22:38:48 от Эмилия »
Делай добро и бросай его в воду. (с)

Оффлайн Александр_

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 3330
    Для начала, стоит рассказать о том, что такое "гласы", потому что с этим понятием связано большинство песнопений.

    Гласами называют напевы - различные способы мелодического и ритмического исполнения церковных песнопений. Всего гласов восемь, они делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких), составляя так называемую систему "осмогласия" (то есть восьми-гласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки.
    На каждую неделю в церкви установлен свой определённый глас. По прошествии недели глас меняется на следующий, от 1 до 8, таким образом круг осмогласия повторяется каждые 8 недель.

    В рамках каждого гласа дополнительно различаются напевы для прокимнов, стихир, тропарей и ирмосов (за редким исключением). Однако музыкальная основа гласа при этом сохраняется.
Делай добро и бросай его в воду. (с)

Оффлайн Александр_

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 3330
    Начнём мы, пожалуй, с тропарей.

Тропарь

    Тропарь (от греч. τροπάριον — тон, лад, мелодия; в свою очередь τρόπος = ήχος — глас, напев) — одно из древнейших церков­ных песнопений.
    Это краткая песнь, в которой прославляется святой (святые) или раскрывается сущность праздника. Также тропарями называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоят каноны, и, иногда, другие краткие молитвословия.


    «Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения — тропарем, самое назва­ние которого указывает на особую сложность и богатство мелодии для него. В каждом гласе тропарный напев составляет венец всех других напевов, из которых с ним может соперни­чать разве прокимен. Поэтому тропарь на всех службах в ряду других пес­нопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на утрене, завершая его, как на утрене же и вечерне, или заменяя все другие роды песнопения, как на литургии и на часах (на последних вместе с кондаком)».
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон


    Древнейшее христианское упоминание тропаря мы находим в уставе Великой Константинопольской церкви; это — единст­венное песнопение древневизантийского богослужения. Тропарь — песнопение, не взятое из Священного Писания, следо­вательно — не псалом и не библейская песнь.
    В современном уставе слово «тропарь» употребляется часто и в разных значениях или, лучше сказать, с разными прилагательными.

    1. Отпустительные тропари — это краткое заключительное песнопение, прослав­ляющее данный праздник, святого или явление иконы. Это собственно тропарь в настоящем смысле этого слова.
    2. Тропари канона. Здесь тропари - это строфы, составляю­щие песни канона.
    3. Тропари на «Господи воззвах». Иногда слово "тропарь" обозначает в Типиконе стихиры на «Господи воззвах»; тогда говорится о «тропарях на Господи воззвах».

    Тропари имеют свой специальный напев в каждом гласе.
    По своему содержанию тропари могут приобретать и некоторые характеризующие их прилагательные, как например: Воскресен, Крестовоскресен, Богородичен, Мученичен, Крестобогородичен, Покоин, Троичен, Покаянен и т.д.

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.
Делай добро и бросай его в воду. (с)

Оффлайн Александр_

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 3330
Кондак

    Кондак (греч. κόντάκιον от κοντός — палочка, на которую наматывал­ся свиток пергамента) — небольшое песнопение в одну-две строфы, которое параллельно тропарю раскрывает суть праздника.

    В своем теперешнем облике и объеме кондак очень похож на тропарь и даже поётся он по тропарной мелодии. Помещается кондак после 3-ей или 6-ой песни канона, а также повторяется на литургии и на повечерии. Изначально же, по своему происхождению и древнему употреблению, кондак был совсем другим произведением.

    В современных богослужебных книгах это песнопение занимает очень скромное место и теряется в обширных песнях канона. Однако в древности, ещё до появления канонов, кондак занимал совершенно исключительное место в богослужении. Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собою самостоятельное и большое поэтическое произведение, целую богословскую поэму. Древний кондак в его классическом облике — это цепь из 20-30 строф, постепенно развивающих одну общую тему. Эта поэма состояла из нескольких частей: начальной строфы, икосов (числом чаще всего 24), и припева в один-два стиха. Причём инициалы всех строк составляли акростих (то есть первые буквы строф также складывались в осмысленный текст).

    Со временем, под влиянием входившего в обиход канона (тоже литургической поэмы, но уже с заданными рамками для каждой песни, приуроченными к песням библейским), кондак постепенно стал уступать место новому типу церковного песнотворчества и был им почти совершенно вытеснен.

    Наш теперешний кондак, как уже сказано, мало чем отличается от тропаря. Действительно, при беглом на него взгляде, он, также как и тропарь, говорит о данном празднике или святом. Это и неудивительно, так как перед нами теперь лишь остаток — первая строфа, которая дает только основную тему, а всё её развитие, весь богословский и поэтический узор исчез из внимания современных богомольцев. Но все же, при более внимательном сравнении можно заметить и некоторое различие. Как указывает Скабалланович, кондак дает обычно другую сторону празднуемого события, чем тропарь: если тропарь дает картину внешней стороны события, то кондак — внутрен­ней или наоборот; кроме того, кондак это событие изображает полнее. Примером могут послужить кондаки и тропари Рожде­ства Христова, Крещения, Вознесения, Преображения.

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.
Делай добро и бросай его в воду. (с)

Оффлайн Александр_

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 3330
Антифоны

    Антифоны (от греч. άντί - против, и φονέω - звук, голос) — означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора, буквально «противо-гласник». В сущности это даже и не форма особых песнопений, как, например, тропарь, кондак, стихира, а скорее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов. Антифоны поются двумя хорами (клиросами) попеременно по одному стиху. Начинает исполнение правый клирос, затем продолжает левый и так они чередуются.
    Но кроме этого своего значения, как способа пения, слово антифон употребляется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала. Вот главные случаи употребления этого термина:

    1. Антифоны Псалтири

    Первая кафисма Псалтири, разделяясь, как и прочие, на три "славы", удерживает за этими частями наименование «антифонов». Это объясняется тем, что или вся кафисма, или первая ее "слава" (первый антифон) поются, в соответствии с Уставом, на два хора.


    2. Антифоны изобразительные или вседневные

    Эти антифоны исполняются в самом начале Литургии оглашенных, сразу после великой ектении.
    Антифоны изобразительные - это псалмы 102 и 145: «Благослови душе моя Господа...» и «Хвали душе ноя Господа...». Они поются во все субботы, воскресные и праздничные дни. При пении изобразительных антифонов, вместо третьего антифона поются "Блаженны" (заповеди блаженств) и между ними тропари 3-й и 6-й или иной песни канона утрени;
    Антифоны вседневные - это псалмы 9, 92 и 94, с соответствующими припевами. Они поются в седмичные дни, с понедельника по пятницу включительно, когда в эти дни нет праздника.
    Сразу после изобразительных (вседневных) антифонов поётся гимн «Единородный Сыне...».


    3. Степенные антифоны

    Степенные антифоны являются частью торжественной полиелейной утрени. Называются они так потому, что составлены были применительно к 15 псалмам (119-133), называвшихся у евреев песнями степеней. Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Степенных антифонов восемь — по числу гласов. Каждый составлен из трёх частей для каждого гласа, кроме 8-го, где их четыре. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа.
    Автором степенных антифонов некоторые считают Иоанна Дамаскина, но, правильнее, скорее, считать св. Феодора Студита или же его брата Иосифа, архиепископа Солунского, так как по аскетическому содер­жанию они действительно больше соответствуют духу студийского направления в нашей гимнографии.


    4. Праздничные антифоны

    Это антифоны, поющиеся в двунадесятые праздники. Праздничные антифоны на литургии составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются или с особыми припевами, «Молитвами Богородицы» и «Спаси ны, Сыне Божий», или с тропарём самого праздника.

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.


    P.S. Хочу ещё добавить, что в настоящее время, в большинстве храмов антифоны не соответствуют изначальному своему названию, потому что поются не двумя хорами, а одним.
« Последнее редактирование: 08.12.2008, 15:18:33 от Deeprus »
Делай добро и бросай его в воду. (с)

Оффлайн Александр_

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 3330
Икос

    Икос - церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы входят в состав канона утрени (исполняются после шестой песни канона), а также, вместе с кондаками, составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению (в греческих подлинниках икос и кондак написаны одним и тем же стихотворным размером). Разница между ними в том, что кондак короче, а икос пространнее: кондак - это тема, а икос - развитие её. Поэтому, икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

    Первоначально икосами назывались все 24 песни акафиста, но позже краткие песнопения получили названия кондаков.
    По изъяснению Марка Эфесского, икосы (в переводе с греч. - дом) получили своё название потому, что пелись в тех домах, где проводил ночи в молитве преп. Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.
Делай добро и бросай его в воду. (с)

Оффлайн Александр_

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 3330
Ирмос

    Ирмос (греч. ειρμός — связь, сплетение, ряд) — первая поэтическая строфа песни канона, вступительный стих, являющийся смысловой связкой между библейской песнью и тропарями, музыкальная связка и образец для последующих тропарей канона данной песни.

    Ирмос, как показывает само его название, содержание и положение во главе тропарей - служит связью между библейскими песнями, не имеющими отношения к празднуемому событию, и тропарями, посвященными исключительно этому событию. Достигается это аналогией, которую ирмос открывает между празднуемым событием и событием, воспеваемым в библейской песни. При этом песнь, описывающая известную память (по которой составлен канон) перефразируется сообразно с содержанием библейской песни, и, по возможности, ее же словами. Вместе с тем ирмос служит образцом для тропарей и по напеву, и по ритмическому строению. То есть, в тропаре должно быть столько же строф (и такой же длины) и столько же музыкальных строк, как в ирмосе.
    Ирмос бывает только один для каждой песни канона - это, впрочем, следует из самого его понятия.

На основе материала из книги "Толковый Типикон" Михаила Скабаллановича.
Делай добро и бросай его в воду. (с)

Оффлайн Александр_

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 3330
Канон

    Канон (греч. κανών, - «правило, мерило, норма») - один из видов церковной молитвенной поэзии. Представляет собой гимн-поэму сложной конструкции, которая сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета.

    Состоит канон из 9 песен, 1-я строфа каждой песни называется ирмосом, остальные - тропарями.

    Вторая песнь в большинстве канонов отсутствует. Связано это с её исключительно покаянным настроем. Эта песнь составлена по образцу песни пророка Моисея: Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих, да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи  мои, яко туча на троскот и яко иней на сено: яко имя Господне призвах, дадите величие Богу нашему… В этой пространной песне много обличений народа Израильского, часто уклонявшегося к идолопоклонству, а в конце возвещается праведный суд Божий. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, в которые мы должны омывать душу слезами. Поэтому, 2-я песнь присутствует только в канонах Постной Триоди, и исполняется только в дни святой Четыредесятницы. Найти эту песнь можно, к примеру, в Ирмологионе.

    Кратко напомним, из каких частей состоит канон.

    Ирмос – располагается в начале каждой песни, указывает на ветхозаветные прообразы и является образцом (по содержанию, стихотворной форме, ритму) для остальных тропарей данной песни.

    Тропарь – краткая песнь, прославляющая дела Бога или Его святых. Последний тропарь каждой песни посвящён прославлению Богородицы. Троичный тропарь прославляет Пресвятую Троицу. Окончания тропарей каждой песни часто повторяются. Припев произносится перед тропарями, за исключением начинающихся со Слава

    Седален – нами ещё не рассматривался. Это краткое церковное песнопение во время которого молящиеся садились, для слушания следующего за ним чтения Священного Писания или Жития святого. Раньше это чтение следовало за 3-ей песней.

    Кондак – в прошлом, гимн состоящий из большого числа строк – икосов. Нынешний кондак и икос после 6-й песни канона – всё, что осталось от древнего кондака. Первым кондаком был кондак Рождества Христова – «Дева днесь Пресущественного раждает…».


Песни Святого Писания положенные в основу ирмосов

    1-я. Благодарственная песнь пророка Моисея, после перехода евреев через Чермное (Красное) море. Это событие – основа ветхозаветной Пасхи и прообраз новозаветной. Под царством фараона подразумевается царство диавола и греха, под Израилем – христиане, которых Господь Своим воскресением перевёл от смерти к жизни (Исх. 14, 21-15, 21).

    2-я. Обычно отсутствует. Её можно увидеть, например, в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского.

    3-я. Благодарственная песнь св. Анны, матери пророка Самуила. Св. Анна дала обет Господу, отдать Ему сына своего, если у неё будет ребенок. Песнь является её молитвой, когда она отдала ребёнка служить Богу при священнике Илии. (1 Цар. 2; 1-10). Символизирует нашу благодарность Господу, ибо без него мы бесплодны, как бесплодна была св. Анна.

    4-я. Пророческая песнь-молитва пророка Аввакума (Авв. 3;1-19), в которой он воспевает величие Господа, Его спасение для нас.

    5-я. Молитва пророка Исайи (Ис. 26, 9-19), провидевшего пришествие Спасителя и всеобщее воскресение.

    6-я. Молитва пророка Ионы из чрева кита (Иона 2; 2-10). Мы выражаем благодарность Господу за то, что Он спас нас, погрязших в грехах. Чрево кита – это образ преисподней.

    7 и 8-я. Песнь трёх отроков, вверженных в раскалённую печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасённых (Дан. 3; 19, 26-56; 3, 57-90). Печь – символ прошедшей, грешной жизни, за что евреи были отданы под власть язычников.

    9-я. Песнь Богоматери при встрече со св. Елисаветою: «Величит душа моя Господа…». Молитва Захарии, поражённого немотой и вновь обретшего дар речи «Благословен Господь Бог Израилев…».


Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.
Делай добро и бросай его в воду. (с)

Оффлайн Александр_

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 3330
Стихира

    Стихира (греч. στιχηρά - «многостишие») — богослужебное песнопение, написанное стихотворным размером.

    «Стихира, как показывает само название — песнопение, написанное стихотворным размером или приуроченное к стихам. Современный церковный устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения. Это:
    1. Стихиры на «Господи воззвах»,
    2. Литийные стихиры,
    3. Стихиры на стиховне,
    4. Стихиры на «Хвалитех».

    В древности под именем τά στιχηρά то есть βιβλία подразумевались учительные книги Ветхого Завета, написанные стихотворным размером; иногда так назывались ветхозаветные песни. Вероятно, что отдельные стихи этих песен и были первоначальных обликом стихир».

Киприан Керн. "Литургика. Гимнография и эортология".
Делай добро и бросай его в воду. (с)

Оффлайн Александр_

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 3330
Причастен

    Причастен (на греч. κοινωνακόν, киноник) — богослужебное песнопение преимущественно в виде псалма, поющееся на литургии во время приобще­ния священнослужителей в алтаре, перед причастием мирян.

    Причастен — это стих, похожий на псалмы, который поётся на литургии во время приобщения священнослужителей в алтаре. Это приобщение, совершаемое в знак особой таинственности при закрытых алтарных дверях и завесе, составляет святейший после момента пресуществления Даров момент литургии, требующий от молящихся особой сосредоточенности. Однако такая сосредоточенность не могла быть достигнута какою-нибудь длинной песнью. Тут нужен был именно один краткий и выразительный стих с припевом аллилуиа, отмечающим все важнейшие и радостнейшие моменты богослужения. К той же цели направлен и напев причастна — медленный, спокойный и умиленный, в котором звучат моти­вы Страстной седмицы.

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон
Делай добро и бросай его в воду. (с)

Оффлайн Александр_

  • С авторитетом
  • *****
  • Сообщений: 3330
Прокимен

    Прокимен (греч. προκείμενος - «предлагаемый вперед») – стих из псалмов, который чтец или диакон возглашает перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, - а хор вторит ему.

    «Прокимен — это стих псалма, предшествующий чтению из Священного Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствую­щим к чтению содержанием. Например, в память апостолов: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселения глаголы их»; в день Преображения: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуется»; воскресный 1-го гласа: «Ныне воскресну, глаго­лет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» и т.д.
    Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Великие прокимны положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников и в недели вечера Четыредесятницы.

    История прокимна.
    Скабалланович говорит, что прокимен — это остаток пения псалма с при­певом к каждому его стиху какого-нибудь наиболее подходящего или знакомого народу стиха. Еще в IV-V веках пелись таким образом целые псалмы респонсорным способом* (пояснение см. ниже). Сирийская литургия апостола Иакова знает такое пение целого псалма перед апостольским чтением. Златоуст говорит: «Отцы установили, чтобы народ подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высо­кое учение». Прокимны распространялись по всему христианскому миру; их знает синайская утреня; в западной литургике им соответствует «респонсорий». Иногда Прокимен есть первый же стих псалма, а стих его — какой-либо из последую­щих стихов того же псалма, например, воскресный (в субботу вечера).

    «Господь воцарися лепоту облечеся. Облечеся Господь в силу и препоясася. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится» — все это первый стих 92 псалма, и, наконец, последний стих прокимна — последний же стих псалма: «Дому Твоему по­добает святыня, Господи, в долготу дний» (стих 5). Иногда, наоборот, какой-либо стих из середины псалма взят за прокимен — по-видимому, то, что Златоуст назвал «стих сильный, заключающий в себе высокое учение», а стихом к не­му служит 1-й стих псалма, что подтверждает древний обычай исполнять весь псалом, с течением времени сократившийся до размеров только одного первого стиха. На­пример, прокимен на Богородичные праздники: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» — стих 18-й псалма 44; а стихом к нему служат или: «Слыши, дщи, и виждь и прикло­ни ухо Твое мне» — стих 11-й того же псалма; или же: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви» — стих 1-й того же псалма. Или еще например: прокимен воскресный 8-го гласа: «Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» — стих 10-й псалма 145, а стихом к нему служит 1-й стих того же псалма: «Хвали, душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем».

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

_______
* Респонсорное пение — это особый вид или прием антифонного пения. Он состоял в том, что певец мерным и благозвучным голосом начинал и исполнял псалом, а народ участвовал с ним в пении, повторяя последние слова известных стихов псалма или гимна или сопровождал каждый отдельный стих его каким-либо одним стихом или припевом. Отсюда и этимология слова: на древне-церковном языке это называлось "подпевать". Древнейшее указание на этот род пения сохранилось в Апостольских Постановлениях (II, 57, русск. пер. стр. 90), где говорится, что, по совершении чтецом двух чтений из Ветхого Завета на Литургии оглашенных, "другой кто-либо (избранный псалт) пусть поет песни Давидовы, а народ пусть подпевает последние слова стихов". Дионисий Ареопагит говорит о подобном же исполнении псалмов предстоятелем и присутствующими в алтаре клириками.
Делай добро и бросай его в воду. (с)

Оффлайн Эмилия

  • Тут мой дом
  • ****
  • Сообщений: 798
  • С любовью
Объяснение названий церковных песнопений
по книге
"Воскресная служба Октоиха всех восьми гласов или напевов на славянском и русском языках" (СПб, Синодальная Типография, 1892).

Если Вы работаете не под Windows, могут неправильно отображаться греческие буквы в скобках (abgde...).

Стихира
    Стихирами (stichra) в Богослужебных книгах именуются песнопения, состоящие из многих стихов, напсианных одним размером стихосложения и, большею частию, имеющие пред собою стихи Свящ. Писания. От стихов Свящ. Писания, которые поются пред стихирами, они носят особые названия: одни называются стихирами на "Господи воззвах", другие стихирами на "стиховне", третьи стихирами "на хвалитех". Стихирами на "Господи воззвах" именуются те, кои поются на вечерни после пения 140 псалма "Господи воззвах" и имеют пред собою стихи из этого, равно из 141 и 129 псалмов. Слова "стиховны", "на стиховне" (eis tous sticous) показывают, что стихиры, называемые таким образом, имеют пред собою стихи Свящ. Писания не из одних указанных псалмов, а избранные из разных других псалмов и книг Свящ. Писания, по приличию праздника. Стихирами "на хвалитех" именуются те, которые имеют пред собою стихи псалмов (148, 149, 150), называемых "хвалитны", так как в них часто встречается слово "хвалите".

Догматик
    Словом догматик, или догмат (dogma - учение), называется Богородичен потому, что с похвалою Пресвятой Богородице содержит догматическое учение о лице Иисуса Христа, преимущественно о воплощение Господа и соединении в лице Его двух естеств.

Седален
    Седальнами (kaqisma) называются те песнопения, при пении или чтении коих при общественном Богослужении садились для слушания так называемого "чтения", состоящего из толкования Апостола, Евангелия, или из описания жизни святого, праздника и т.п., так как при таком чтении позволяется сидеть. Но название "седален" не соединяет с собою того понятия, что всегда при пении или чтении его сидят.

Ипакои
    Слово ипакои (upakoh) значит по буквальному переводу "внимание". Некто написал: "ипакои есть тропарь, достойный удивления; и когда он поется в церкви, то все, наклонившись, слушают его с благоговейным молчанием и внимательным умом".

Антифон, степенны
    Антифон (antifwnon) означает попеременное пение, которое положено петь на двух клиросах, а "степенными" называются те песнопения, которые составлены применительно к 15 псалмам (от 119-го до 133-го), называемым "песнями степеней". Так названы эти псалмы потому, что были петы евреями на ступенях храма Иерусалимского. Эти псалмы исполнены горячего чувства к Богу и имеют отношение ко всем тем, которые признают себя странниками и пришельцами на земле, оплакивают свои бедствия и воздыхают о покое отечества небесного; и таким образом эти люди стремятся к восхождению, как бы по ступеням снизу вверх, то есть, от земли на небо, от места странствования в отечество, от скорби к радости и от бедствий к блаженному покою.

Канон, песнь, ирмос, тропарь канона

    Словом канон (kanwn - правило) в Богослужебных книгах называется совокупность песнопений, которые составлены определенным образом, по известному правилу, и каждая песнь (wdh) канона содержит в себе несколько стихов. Первый стих служит образцом, а вместе с тем связью для всех следующих за нею, и называется ирмосом (eirmos - связь), а стихи, следующие за ирмосом, носят название тропарей (troparion от trepw - обращаю), так как они обращаются к ирмосу, подчиняются его размеру, напеву, ведут от него ряд мыслей. Всякий канон имеет один общий предмет, главную мысль, развиваемую во всех его песнях, например, прославление Воскресения Христова, или Креста Господня, Матери Божией, святого и т.п. Отсюда каноны имеют особые названия: "канон воскресный", "канон животворящему Кресту Господню", "канон Богородице", "канон святого" и т.п. Соответственно главному предмету канона поются припевы пред тропарями, например, при воскресном каноне припев: "Слава, Господи, святому воскресению Твоему", при каноне Богородицы припев: "Пресвятая Богородице, спаси нас".

Кондак, икос
    Кондак (kontakion) и икос (oikos) - песнопения во многом сходные между собой. Сходное содержание излагается в кондаке короче, а в икосе пространнее. Оба песнопения оканчиваются, большей частью, одними и теми же словами, поются на один глас. Кондак можно назвать темой, икос же развитием темы, содержащейся в кондаке. Посему икосы полагаются после кондаков, но никогда не поставляются без них. (Смотр. "Обозр. Богосл. кн." свящ. Никольского.) По объяснению "Новой Скрижали" архиепископа Вениамина, кондак или контак, kontakion, происходит от слов: kondos или kontos - краткий, сокращенный, и oikion - домик. Из сих двух слов сложенное kontakion значит: малый, имеющий не многие покои домик; а в церкви он есть краткая песнь, т.е. вкратце заключающая в себе содержание праздника или похвалу святому. Икос же, oikos - полный и обширный дом; в церковных же книгах так называется песнь, или объясняющая сущность праздника, или содержащая похвалу святому, заключающуюся в кондаке, но пространнее.

Блаженны
    Словом блаженны обозначаются в Богослужебных книгах, во 1-х, Евангельские стихи о блаженствах, обещанных Спасителем за разные доброжетели (Матф. 5, 3-19); во 2-х, те песнопения, которые поются на литургии за сими стихами, иначе - имеют пред собою стихи о блаженствах. В Уставе церковном слово "блаженны" чаще всего употребляется во втором значении.

Эксапостиларий
    Экзапостиларий (exaposteilarion от exapostellw - высылать, посылать), буквально с греческого значит "посылаемый", а по существенному смыслу есть светилен или тропарь, заключающий в себе моления о ниспослании света и просвещения нашего ума к следующему после того хвалению Бога, заключающемуся в хвалебных псалмах и в великом славословии, в которых призываются хвалить Бога все одушевленные и неодушевленные твари. Посему за экзапостиларием всегда следуют псалмы: хвалите Господа с небес; воспойте Господеви песнь нову; хвалите Бога во святых Его, а потом и само славословие. Марк Ефесский утверждает, что в экзапостиларии преимущественно прославляется послание учеников Христовых и Апостолов к народам.
« Последнее редактирование: 27.02.2009, 05:22:40 от Эмилия »

Оффлайн Эмилия

  • Тут мой дом
  • ****
  • Сообщений: 798
  • С любовью
 

О каноне и акафисте



Канóн
(греч. - «правило», «образец», «норма») – форма литургической поэзии, церковное песнопение, составленное по определенному правилу и представляющее собой сложную цепь переплетений библейских гимнов с христианскими песнопениями. Иоанн Зонара (конец XI -первая половина XII в.) в своих объяснениях на воскресные каноны св. Иоанна Дамаскина пишет: «Канон получил свое название от того, что заключает известное и определенное число песней, то есть девять. Песнию называется здесь не то, что поется на инструментах, но что живым и стройным голосом выражается пред Богом... Девять песней в каноне потому, что они служат изображением небесной иерархии и ее песней. Иначе – девять песней заключают в себе образ Святой Троицы, в честь Которой они издавна назначены отцами. Ибо трижды три составляют девять – число песней, которое потому заключает в себе трикратную троичность» (цит. по: Архиепископ Филарет. Исторический обзор песнописцев...).
Основанием канонов служат священные песни, большей частью ветхозаветные, являющиеся плодом высокого религиозного воодушевления и составляющие лучшую часть библейской поэзии. Каждая библейская песнь определяет тему соответствующей песни канона.
Для первой песни послужила образцом благодарственная песнь Мариамны, сестры пророка Моисея, воспетая после перехода израильтян через Чермное море: «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх., гл.15). Для второй – песнь пророка Моисея по переходе через пустыню (Втор. 32, 1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить свой неблагодарный народ и пробудить в нем раскаяние; начало ее: «Вонми, небо, и возглаголю». Поскольку эта песнь не соответствует духовной радости, с которой мы вспоминаем праздничные события или прославляем святого угодника Божия, обычно она опускается и поется только во время святой Четыредесятницы. Третья песнь составлена по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем... несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш» (1 Цар. 2, 1-11). Четвертая песнь восходит к пророческой песни-молитве пророка Аввакума, который, задолго до Рождества Христова созерцая грядущего Господа, говорил: «Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Господи, разумех дела Твоя, и ужасохся. Бог от юга приидет и святый из горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв., гл.З). Пятая песнь составлена по примеру молитвы пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли... Господи Боже, мир даждь нам» (Ис, гл.26). Шестая песнь – по примеру молитвы пророка Ионы, которую он воспел в благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей ему во чреве кита: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой» (Ион., гл.2). Благодарственная песнь трех отроков, спасенных в раскаленной печи, является образцом седьмой и восьмой песней канона: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки» (Дан. 3, 26-56). «Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57-72). Девятая песнь величает святую Деву Марию. В основу этой песни легли собственное славословие Богоматери, произнесенное Ею при свидании со святой Елисаветой: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой» (Лк. 1, 46-55) и молитва Захарии, пораженного немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн Предтеча, и вновь обретшего дар речи: «Благословен Господь Бог Израилев» (Лк. 1, 68-80).
Каждая из девяти песней канона (вторая песнь обычно опускается и поется только в Великий пост) содержит в себе несколько малых стихов: ирмóс и несколько тропарéй.
Ирмóс (от греч. «связь», «ряд») - первый стих песни канона, который служит связью между библейскими песнями и последующими стихами (тропарями), посвященными христианскому празднику или памяти святого. Вместе с тем, являясь одновременно поэтическим и музыкальным произведением, ирмос служит образцом как по ритмическому строению (количеству строф и длине их), так и по напеву, тем самым соединяя, или связуя тропари в один ряд. «Ирмос получил свое название от того, – поясняет Зонара, – что сообщает порядок тропарям и тон их пению... Иначе ирмос дает тон и мелодию тропарям, или образует тропари на свой собственный образец».
Одно из толкований значения слова тропáрь происходит из указанной связи его с ирмосом; слово «тропарь» производят от греческого слова «обращаю». По объяснению Иоанна Зонары, тропари «получили название свое от того, что составляются, или вращаются, по мере ирмосов... или потому что певцы соображаются в пении их с ритмом и тоном ирмосов».
Существуют и другие объяснения происхождения слова «тропарь». Так, возражая против упомянутого толкования, справедливо отмечают, что тропарь – гораздо более древняя форма церковных песнопений, чем канон. Тропари существовали уже в IV и V веках, тогда как первые упоминания о канонах относятся лишь к VII веку. Тропарь вообще является древнейшим песнопением, с которого наша гимнография начала свое развитие (М. Скабалланович). Слово тропарь производят также от греческого слова, означающего «победный знак», «трофей». Таким образом, назначением тропаря является прославление победы мученика над язычеством, преподобного – над страстями, Самого Спасителя – над смертью (архимандрит Киприан (Керн)). Или производят его от греческого слова «образец», имея в виду способ исполнения тропарей – так назывался у древних эллинов способ пения, или «лад».
В древней Церкви весь канон пелся, в настоящее же время обычай этот сохранился только при исполнении пасхального канона; обычно поется только ирмос, а остальные тропари читаются.
Канон разделяется на три части в честь Святой Троицы. После третьей песни читаются седáльны – стихиры, или песни, во время которых в древней Церкви верующие обычно сидели. По шестой песни – кондáк и úкос, прославляющие празднуемое событие или святого, которому посвящен канон.
Слово кондáк производят от греческого слова, означающего «домик», а иногда от другого слова – палочка». В древности кондак представлял собой самостоятельное большое произведение, которое можно назвать богословской поэмой. Кондак писали на свитке пергамента, который наматывался на палочку – отсюда и его название. Современный кондак – это краткая песнь, излагающая содержание праздника или содержащая похвалу святому.
Икос (греч. – дом) – песнь, объясняющая сущность праздника или прославляющая подвиги святого пространнее, чем кондак. По этой причине икос всегда следует после кондака и один никогда не читается.
Появление кондака предание связывает с именем святого Романа Сладкопевца - знаменитого песнописца первой половины VI века († около 556). Святой Марк Ефесский (†1457) в своем известии о кондаках пишет: «Творец кондаков – чудный Роман; он получил дар сей от Богородицы, явившейся ему во сне и подавшей свиток с повелением съесть. Исполнив это, он тотчас встал, – это было в день Рождества, – взошел на амвон и начал петь: «Дева днесь...» После того составлял и другие кондаки. От свитка песни его и называются кондаками». Далее св. Марк пишет об икосах: «Он же (св. Роман) составил и икосы. Они вместе с кондаками петы были прежде в одних прекрасных тех покоях (греч. –«икос»), где священный муж имел обыкновение проводить ночи в бдении; отсюда-то и получили они такое название». Сладкопевец написал около тысячи кондаков на все праздники и на дни памяти знаменитых святых (в настоящее время сохранилось около 85). После возникновения канона (в VIII веке), в богослужебном обиходе остались только отдельные строфы некоторых кондаков – обычно это кукулий (вводная строфа кондака), получивший теперь название кондака, и начальный икос, которые и исполняются после шестой песни канона.
Разновидностью кондака является древний Акафист ко Пресвятой Богородице, появившийся, вероятнее всего, в VI или первой половине VII века.

Каноны составляют основную часть многих церковных служб: утрени и повечерия, воскресной полунощницы и молебнов. Долгое время каноны составляли также значительную часть домашней молитвы благочестивых христиан на Руси. Как замечает святитель Афанасий (Сахаров), «для различных случаев житейских, обстоятельств и духовных переживаний у православных русских людей немало было соответствующих молитвословий, особенно канонов». Благочестивые христиане издревле включали каноны в число своих обычных молитв и читали их по разным побуждениям и нуждам. Каноны вошли в состав иноческого келейного правила и правила ко святому Причащению.
Каноны, предназначенные для келейного чтения, помещались в специальных сборниках, называемых «канонниками». Такие сборники издревле были распространены на Руси – сначала рукописные, а затем и печатные. В печатные канонники обычно входили, кроме множества разных канонов (до 70), и другие последования (такие, как повечерие, «молитвы спальные» (на сон грядущим), полунощница на вся дни, субботы и недели, служба воскресная и на вся дни, и другие). В каноннике можно было найти объяснение, как начинать «правило свое в келии», он включал «начало общее канонам» – то есть молитвы, положенные перед чтением канона, а также и после. Такие сборники имели то же назначение, что и современные молитвословы, только были более пространные – в соответствии с усердием наших благочестивых предков; они также позволяли отчасти возмещать пропущенное храмовое богослужение в воскресный или праздничный день.
В наше время, к сожалению, каноны мало известны и доступны основной массе христиан. Вместе с тем получили широкое распространение различные акафисты. Однако радостное и хвалебное содержание акафистов не всегда соответствует потребностям души христианина, часто оказывающегося в скорбных обстояниях и непрестанно нуждающегося в помощи и милости Божией. Каноны же, составленные святыми отцами и являющиеся воистину сокровищницей церковной поэзии, вместе с прославлением праздника или хвалой святому, содержат молебные и покаянные прошения и своим содержанием вполне соответствуют многообразным духовным нуждам верующей души.
Первым творцом канонов считается святой Андрей Критский (†712). Самым знаменитым его творением является «Великий канон», исполняемый в первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста и целиком в четверг 5-й седмицы.
Этот новый вид песенного церковного творчества пришелся по душе византийским писателям. Вслед за св. Андреем Критским каноны пишут свв. Иоанн Дамаскин († около 780), Косма Маиумский (†787), Стефан Савваит (†794), Феодор Студит (†826), Иосиф Песнописец (†883) и ряд других песнотворцев.
Даниловский благовестник


Акáфист – форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Греческое слово акафист означает «неседальное пение», то есть гимн, при пении которого не сидят, и по существу своему акафист – это хвалебно-благодарственная песнь. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо праздника или святого.
Акафист состоит из двадцати пяти строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением. Каждый кондак (кроме начального кондака акафиста) завершаются возгласом «Аллилуия». Вторая строфа звена, называемая икосом, более пространная, содержит тринадцать приветствий, начинающихся, как правило, со слова «радуйся»; двенадцать приветствий объединены в шесть пар, а тринадцатое (рефрен) повторяется в каждом икосе. Последняя, двадцать пятая строфа акафиста (13-й кондак) является молитвенным обращением к прославляемому и читается трижды. В подавляющем большинстве случаев после собственно акафиста следует молитва.
Еще один атрибут формы – это так называемый псевдоакростих, то есть совокупность начальных слов кондаков и икосов. В славянских акафистах закрепились те слова, с которых начинаются строфы Великого акафиста. В первом кондаке – это «возбранный» или «избранный», в первом икосе – «ангел», во втором кондаке – «видящи» и т. д. В подавляющем большинстве акафистов такой псевдоакростих соблюдается.
Первый акафист, называемый Великим акафистом, посвященный Богородице («Взбранной Воеводе...»), был составлен в начале VII века в память избавления Константинополя от нашествия персов и долгое время оставался единственным в своем роде. На исходе византийской эпохи стали появляться гимны, построенные по формальной схеме Акафиста Пресвятой Богородице, которые именовались как «Икосы, подобни Акафисту». В VII - IХ вв. акафист как жанр вытесняется каноном. Множество акафистов было составлено в XVIII - XIX в. в России, однако по большей части они являются слабым подражанием Великому акафисту.
Богослужебный устав дает указания относительно одного лишь Акафиста Пресвятой Богородице и предписывает петь его на утрени праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота 5-й седмицы Великого поста). Другие акафисты не упоминаются Уставом и не употребляются в общественном богослужении, однако стали неотъемлемой частью частного богослужения – они поются (или читаются) на молебнах, а также келейно. Во многих наших храмах и обителях существует традиция петь акафисты по определенным дням седмицы.
Из разных источников
 

http://www.bogoslovy.ru/about.htm
« Последнее редактирование: 27.02.2009, 05:24:18 от Эмилия »

Оффлайн Эмилия

  • Тут мой дом
  • ****
  • Сообщений: 798
  • С любовью
А ещё тропарями называют замечания с приговорами семинаристам, вывешиваемые периодически в семинарии на стенде. Среди этих замечаний бывают настоящие перлы:"Воспитаннику А.. и воспитаннику Б.. снизить оценку по поведению до 3-х баллов, За то, что они на 3-й седмице Великого поста пили не постную водку и закусывали не  постным салом." Это настоящее объявление. Сама читала. :bk:
Это конечно к песнопениям не имеет отношения, но тоже тропарь. :ap: